Этика и культура общения специалистов фармацевтической отрасли.
Фармацевтическая этика - это совокупность неформальных норм нравственного поведения фармацевтических работников при выполнении ими своих обязанностей по отношению к обществу, конкретному пациенту, друг другу, контактным группам людей (медицинские работники, контролирующие органы и др.).
Фармацевтическая этика включает в себя учение о долге фармацевтического работника - фармацевтическую деонтологию и учение о моральных ценностях - аксиологию.
Взаимоотношения фармацевтического работника и врача. Главным во взаимоотношениях фармацевтического и медицинского работников как коллег является общая цель сохранение здоровья и благополучия пациента. Фармацевтический работник как специалист в отрасли лекарствоведения обязан: информировать врача о ЛС, их наличии, особенностях фармакотерапии, использовании аналогов;
предоставлять врачу полную информацию о новых профилактических, диагностических и лечебных средствах; требовать от врача четкого выполнения установленных нормативными актами правил выписывания рецептов; выявлять ошибки в прописывании ЛС и обсуждать их только с медицинским работником. Следует помнить, что даже незначительная неточность в прописывании, изготовлении и предоставлении информации о ЛС может привести к непоправимым последствиям и вреду здоровью пациента.
Взаимоотношения фармацевтического работника с коллегами Фармацевтический работник должен строить отношения с коллегами на основе взаимного уважения, доверия, соблюдения профессиональной этики. Он обязан: быть носителем высоких морально-этических принципов своей профессии, честным и справедливым; проявлять терпимость, лояльность и понимание различных точек зрения, этнокультурных норм и верований своих коллег, уважать их взгляды и убеждения;
быть корректным и доброжелательным к коллегам, уважать труд и опыт каждого члена коллектива; оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым коллегам, способствовать их этическому воспитанию; уважать своих наставников, старших коллег, ветеранов учреждения;
проявлять профессионализм и корпоративную солидарность, всячески содействовать укреплению имиджа фармацевтической профессии; придерживаться принятых в коллективе морально-этических традиций; быть этически активной личностью, примером морального поведения не только для коллектива, но и для населения.
Фармацевт и научный прогресс Фармацевтический работник обязан повышать свой профессиональный уровень и практические навыки, а также использовать в своей деятельности современные достижения фармацевтической науки и смежных отраслей знания (медицины, химии, биологии, психологии, социологии, экологии и т. п.).
Фармацевтический работник должен содействовать проведению различных исследований (медико-фармацевтических, организационно- экономических, фармакоэкономических, маркетинговых, социологических и др.), согласованных с соответствующим этическим комитетом, целью которых является повышение эффективности и доступности фармацевтической помощи населению, а также предотвращать проведение псевдонаучных исследований, не отвечающих гуманным принципам, морально- этическим нормам, этнокультурным и религиозным особенностям регионов.
Взаимоотношения фармацевтического работника и пациента. Фармацевтический работник является главным специалистом по обеспечению пациентов ЛС и ИМН, плодотворно сотрудничает с врачом и больным в рациональном их использовании. Интересы пациента, забота о его здоровье должны быть приоритетными для фармацевтического работника по отношению к коммерческим интересам по продаже ЛС и ИМН.
Фармацевтический работник обязан оказывать фармацевтическую помощь каждому человеку независимо от его национальности, политических и религиозных убеждений, материального положения, пола, возраста и социального статуса. Фармацевтический работник должен: 1. с уважением относиться к каждому пациенту, исходя из позиций индивидуального подхода, не выражая предпочтений или неприязни; 2. владеть психологическими навыками общения для достижения доверия и взаимопонимания с пациентами;
3. действовать открыто, честно и объективно, не используя в личных интересах или в интересах своего учреждения отсутствие осведомленности и информированности пациента о ЛС и ИМН, не оказывать на него давления (в любой форме) для осуществления их покупки. Фармацевтический работник должен выполнять требования деонтологии, а именно: быть чутким, доброжелательным и внимательным к пациенту; следить за речью, жестами и мимикой, обращаться к пациенту четко и достаточно громко; уметь выслушать пациента и всегда находить с ним взаимопонимание; иметь безупречно чистую, опрятную, специальную одежду делового стиля.
Фармацевтический работник обязан: предоставлять пациенту всю необходимую информацию о ЛС и ИМН (способе применения, сроках и частоте, противопоказаниях, побочных эффектах, хранении в домашней аптечке, взаимодействии с другими лекарствами, алкоголем, продуктами питания и т. п.); осуществлять эффективную фармацевтическую опеку по профилактике и лечению заболеваний, предоставлять пациенту возможность окончательного выбора ЛС и ИМН ;
хранить конфиденциальность информации о болезни пациента, соблюдать профессиональную тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством; обращать внимание на возможное взаимодействие ЛС при одновременном их применении, информировать об этом пациента; при необходимости оказывать первую доврачебную помощь больному.
Фармацевтический работник имеет право в интересах больного отказать в отпуске и продаже ЛС по причине отсутствия рецепта или в случае, если возраст или состояние пациента (алкогольное опьянение, наркотическая зависимость, отсутствие медицинских показаний и т. п.) вызывают опасения, что ЛС может навредить здоровью.
Действие Этического кодекса фармацевтического работника. Ответственность за его нарушения и порядок его пересмотра. Данный кодекс действует на всей территории Украины и регулирует этические нормы всех направлений профессиональной деятельности фармацевтических работников, осуществляемой фармацевтическими учреждениями, предприятиями, организациями во всех сферах фармацевтической отрасли: образования, науки, контроля качества ЛС, производства, оптовой и розничной реализации, информации и рекламы.
Фармацевтический работник несет ответственность за нарушение принципов и норм профессиональной этики и деонтологии перед фармацевтическим сообществом, а также действующим законодательством Украины, если эти нарушения касаются его норм. Пересмотр, изменения и дополнения кодекса должны осуществляться на съездах и конференциях, которые проводятся МЗ Украины, фармацевтическим сообществом и фармацевтическими ассоциациями.
К трем основным сводов правил ВОЗ, предназначенным для обеспечения качества, эффективности и безопасности применения лекарственных средств: " Качественной лабораторной практике "( GLP ), "Качественной клинической практике" ( GCP ) и "Качественной производственной практике" ( GМР ) в последние годы добавился новый - с условным названием "Качественная фармацевтическая практика" ( GРР ).
Данный документ призван помочь национальным фармацевтическим организациям: обратить внимание провизоров ( фармацевтов ) на развитие элементов предоставляемых ими услуг в соответствии с условиями, которые изменяются; принять меры к обеспечению соответствия фармацевтического образования, как начального, так и последующей; на всех стадиях образования должное внимание уделять развитию и совершенствованию навыков общения.
Практические рекомендации. 1. Поскольку основной проблемой является сокрытие производителями негативных свойств своей продукции, в первую очередь сведений о безопасности препаратов, должны быть установлены стандарты, определяющие какие именно блоки информации будут содержаться в промоционных материалах. Необходима предварительная экспертиза промоционных материалов, осуществляемая общественными советами или органами власти, контролирующими сферу обращения лекарственных средств. 2. В связи с недостаточной регламентацией этико- правовых норм ведения фармацевтического бизнеса необходимо создание института подготовки квалифицированных кадров медицинских представителей.
3. Продвижению лекарственных средств на фармацевтическом рынке должна способствовать не только индивидуальная работа медицинского представителя с врачом, но и проведение научных конференций, работа с опинион лидерами в плане организации и ведения научно-исследовательской работы, с целью адекватного двустороннего общения и полноценной информированности медицинских работников и представителей фармбизпеса. 4. Целесообразно также создание Ассоциации фармацевтических компаний РФ для координации и контроля этического ведения бизнеса в России.
Расширение сферы лекарственной самопомощи и само профилактики обусловило рост обращений потребителей лекарственных средств в аптечные предприятия и, следовательно, - увеличение частоты контактов посетителей аптеки со специалистами отделов. В данных обстоятельствах повышаются требования не только к содержанию информационно-консультационной услуги, но и к тому, как ее оказывает фармацевтический работник. Поэтому очень важно, чтобы на таких участках работали профессионалы - «коммуникаторы», т.е. фармацевты, обладающие искусством общения.
Спасибо за внимание!