БУКВЫ А – О В КОРНЕ –КАС– – –КОС– РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 157. © ООО «Баласс», 2013
Определяем проблему урока Прочитайте слова. Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Касается, коснется, коснулось, коса, косание. Выделите корень в однокоренных словах. Какую особенность в корне вы заметили? Сформулируйте проблемный вопрос урока. Касается, коснется, коснулось, коса, косание. Когда в корне с чередованием -кос- -кос- пишется буква а, когда о? Касается, коснется, коснулось, косание. Как называются такие корни?
Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте слова. Что общего в условиях выбора орфограмм вы заметили? Обсудите в парах: Сделайте вывод о написании а – о в корне -кос- – -кос-.. Проверьте себя избирать изберу запирать запереть костаться коснуться избирать изберу запирать запереть костаться коснуться
В корне с чередованием -кос- – -кос- буква а пишется, если после корня есть суффикс -а-, и буква о, если этого суффикса нет. Назовите основное условие выбора орфограммы. Составьте схему правила. КАС А КОС А
Дополните алгоритм, чтобы правильно написать корни с чередованием -кос- – -кос-. Проверьте себя -кос- – -кос- Есть ли после корня суффикс а ? Да Нет ао ?
Запомним рифмовку. Чтобы не было ошибки У тебя в корнях -кос- – - кос-, Ты запомни, что в -коса- Надо написать две а! Слышу гласный только раз – Букву о пишу тотчас.
Дополните таблицу. Корни с чередованием Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня Буквы согласных в корне Ударение Суффикс -а- после корня -лаг- – -лож--зар- – -зор--бир(а)- – -бер- -раст- (-ращ-) – -рос- -гор- – -гар--пир(а)- – -пер- -дир(а)- – -дер- -тир(а)- – -тер- -мир(а)- – -мер- -блист- – -блест- -стил- – -стел- -жиг- – -жег- Проверьте себя -кос- – -кос-
Рефлексия Вставьте пропущенные буквы. Запишите. Найдите «лишнее» слово. Подчерните его. 1.Прик…основание, к…статься, к…сательная, ск…сить. 2.К…сой, к…косолапый, к…стлявый, пок…сниться. 1.Прикооснование, костаться, косательная, скосить. 2. Косой, кокосолапый, костлявый, покосниться. Проверьте себя