«Совместная работа учителя русского языка и литературы с родителями детей с ОВЗ» МБОУ ООШ 138 Подготовила учитель русского языка и литературы 1 категории: Блинова Виктория Анатольевна
Семья занимает центральное место в воспитании ребенка, играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения ребенка. Именно поэтому важно взаимодействовать между собой всем участникам образовательного процесса. Цель исследования – изучение взаимодействия учителя- предметника с родителями. Объектом исследования является процесс деятельности учителя-предметника. Предмет исследования – работа учителя с родителями. Гипотеза работы – успешность воспитания детей зависит от объединения совместных воспитательных усилий учителей и родителей. И чем успешнее будет данное сотрудничество, тем выше будет эффективность воспитания подрастающего поколения. Задачи исследования: 1. Определить основные формы работы учителя с родителями 2. Сформулировать пути совершенствования работы учителя с родителями. Методы исследования – анкетирование, опрос, теоретический анализ.
Влияние семьи на становление личности ребенка Педагог, работающий с коллективом учащихся (воспитанников), должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями. Основной фактор становления и формирования личности - социальная среда, формирующая подрастающего ребенка, решающим образом влияющая на становление его личностного мира. Планируя работу с родителями, педагог должен знать, как в нашей стране за последние десятилетия менялся тип семьи от патриархально-традиционной до детоцентристской и постсовременной.
Педагогическая культура формируется на базе общей культуры и на основе специальной подготовки. Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнению с работой в большой группе значительно выше. Достигнутая в результате индивидуальной работы высокая включенность родителей в обучение русскому языку приводит к по вышению достижений учащихся, их желанию учиться и настойчивости в обучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более ус пешному выполнению домашних заданий, к улуч шению психологического климата на уроках и мнения родителей об учителях.
Формы обучения русскому языку с опорой на родителей 1. Групповые занятия. Они могут носить исследовательский характер. Зачастую учителя приглашают родителей тех детей, которые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Высокой эффективностью характеризуются практические занятия для родителей (возможно с привлечением специалистов, например, психологов), где родитель вместе со своим ребенком под руководством педагога выполняет различные упражнения по русском языку. Это способствует раскрепощению учащегося и адаптирует его к классной работе, особенно если он только перешел из начального звена в среднее. 2. Беседы. 3. Игровые формы. Так как зачастую дома дети и родители, выполняя домашнее задание, проверяют упражнения, не зная как можно объяснить ребенку то, что ему непонятно или просто привлечь внимание, чтобы для ребенка домашнее задание не было в тягость.
Пути совершенствования работы учителя с родителями По моему мнению, взаимодействие учителя- предметника с родителями не должно ограничиваться родительскими собраниями. Пути совершенствования: 1. общение через АСУ РСО. 2. индивидуальные занятия, открытые уроки для родителей, внеклассные мероприятия. 3. организация совместных экскурсий по предмету.
Заключение: Стиль работы каждого учителя должен быть демократическим, основанным на взаимодействии с родителями. Целью этого взаимодействия является забота о развитии ребёнка. Необходимо помочь школьнику выявить свои возможности, задатки, склонности, интересы и развить их в различных видах деятельности. Это позволит ребёнку стать полноценной личностью в современной жизни.