Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём создания дополнительных ассоциаций.
Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.
Графическая аналогия - умение обозначать каким - либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отражая общие признаки объекта, замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».
учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру; развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей; уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме; развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки; развивать понимание текста на основе построения наглядной модели; уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.
пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы; рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картинке с близким детскому опыту сюжетом; через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа; в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Коллаж – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель – коллажа – расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
1. Учить пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. 2. В рассказывании по картинке и игрушке учить сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа. 3. Обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах рассказов («однажды», «как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. 4. Научить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. 5. Научить составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Мнемотехника одна из инновационных технологий дошкольного воспитания, которая помогает ребёнку запомнить и воспроизвести получаемую информацию. Используя такую технологию, как мнемотехника на занятиях и в повседневной жизни мы способствуем не только развитию связной речи, а и самое главное - всестороннему развитию дошкольника. Овладев техникой быстрого запоминания, мы тем сам увеличиваем потенциал возможностей наших детей!