Социальное проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетентностей школьников Областное государственное учреждение «Региональный центр развития образования» Отдел гражданского образования
Ключевые компетентности компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации; компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);компетентности в сфере гражданско-общественной социальной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,компетентности в сфере трудовой деятельности (умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, компетентности в бытовой сфере.компетентности в бытовой сфере.
Социальное проектирование Социальное проектирование - деятельность подростка 1) важнейшая для формирования гражданского общества; 2) самостоятельная и направленная на практическое решение определённой проблемы; 3) способствует взаимодействию школьного сообщества с социальными учреждениями и властными органами. Социальный проект – Социальный проект – программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме. Один из способов участия в общественной жизни путём практического решения социальных задач.
Социальное проектирование (для педагогов) Образовательные цели: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках;закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках; освоение новых форм поиска и обработки информации;освоение новых форм поиска и обработки информации; развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;развитие аналитических навыков и навыков критического мышления; развитие коммуникативных навыков;развитие коммуникативных навыков; развитие навыков групповой работы.развитие навыков групповой работы.
Социальное проектирование (для педагогов) Воспитательные цели: привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества;привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества; формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции; формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
Социальное проектирование (для учащихся) осознание цели деятельности;осознание цели деятельности; принятие проектной задачи и выделение её личной значимости;принятие проектной задачи и выделение её личной значимости; концентрация усилий на выполнении этой задачи;концентрация усилий на выполнении этой задачи; самоорганизация в распределении времени и последовательности действий;самоорганизация в распределении времени и последовательности действий; самоконтроль;самоконтроль; умение оценивать собственные решения путём индивидуальной или коллективной рефлексии.умение оценивать собственные решения путём индивидуальной или коллективной рефлексии.
Социальное проектирование Типы проектов: методические;методические; инновационные;инновационные; исследовательские;исследовательские; обучающие;обучающие; развивающие;развивающие; воспитательные;воспитательные; социальные;социальные; технические (информационные).технические (информационные).
Социальное проектирование Проекты по времени - краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. Проекты по уровню и масштабу: международные;международные; межгосударственные;межгосударственные; национальные;национальные; межрегиональные;межрегиональные; региональные;региональные; местные;местные; школьные (проект ОУ);школьные (проект ОУ); классные;классные; групповые;групповые; индивидуальные.индивидуальные.
Формы социального проектирования в гражданском образовании урок;урок; тема;тема; предмет;предмет; внеурочная воспитательная работа;внеурочная воспитательная работа; методика;методика; акция;акция; система работы в школе.система работы в школе.
Основные принципы социального проектирования в гражданском образовании добровольность;добровольность; учёт возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей;учёт возрастных, психологических, творческих, региональных особенностей; интеграция учебной и внеклассной деятельности;интеграция учебной и внеклассной деятельности; системность.системность.
Успешность и эффективность социального проектирования в гражданском образовании зависят от многих факторов: добровольность участия в проекте;добровольность участия в проекте; оптимальное распределение времени работы над проектом;оптимальное распределение времени работы над проектом; эффективное распределение обязанностей между участниками проекта;эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; корректная позиция педагога;корректная позиция педагога; поддержка проекта администрацией;поддержка проекта администрацией; заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти.
СПАСИБО ! Успешной работы по социальному проектированию!