Особенности чувашских национальных костюмов Номинация: культура родного края Работу выполнили: ученицы 9 класса Григорьева Анна, Борзаева Татьяна Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чувашский национальный костюм. ДЛЯ УКРАШЕНИЯ ГОЛОВНЫХ УБОРОВ МАСТЕРИЦЫ ВЫБИРАЛИ МОНЕТЫ НЕ ТОЛЬКО ПО ИХ РАЗМЕРАМ, НО И ПО ЗВУЧАНИЮ. МОНЕТЫ, ПРИШИВАЕМЫЕ.
Advertisements

Чувашский костюм.. Чувашская народная одежда и украшения - богатейшее наследие материальной и духовной культуры прошлого. В их тысячелетних традициях.
Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. Путем сравнительного анализа отдельных частей одежды и украшений наши этнографы пришли.
МОУ « СОШ с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области » Номинация « История национального костюма » История национального татарского мужского.
Украшение как отражение чувашской культуры и истории Надо лбом высоким, чистым Шёлк кудрей, к звену звено, И звенят на ней монисты С лёгким шагом заодно.
Национальности Курганской области. Чувашский национальный костюм. Презентация подготовлена 6 Б классом.
Тема года: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Тема четверти: «Древние корни народного искусства» «Народный праздничный костюм чувашей»
Заголовок. Большой жизненной силой обладают национальные традиции в одежде. В нашей работе мы хотим сравнить национальные костюмы Чуваш и Татар. И Сделать.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
Чувашская национальная вышивка Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Основу любого традиционного ансамбля костюма мужчин составляют рубаха (кулмак) и штаны (ыштан), сшитые из сравнительно легкой льняной или хлопчатобумажной.
ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА презентацию подготовила ученица 8 «А» класса Кузьмина Анна.
Ногайская национальная одежда.
Женский тульский костюм Чиненова Елена Николаевна учитель технологии МОУ «Анишинская СОШ»
Тема урока: ЭСКИЗ ОРНАМЕНТА ПО МОТИВАМ ВЫШИВКИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА 5 класс.
Народный праздничный костюм Урок изобразительного искусства, 5 класс Автор: Тюгашева Лариса Николаевна Учитель изобразительного искусства МОУ «СОШ с углубленным.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
Традиционная культура Кубани Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ 5 города Курганинска Краснодарского края Черепова Марина.
Узбекские национальные костюмы очень яркие, красивые, удобные и являются частью богатых культурных традиций, образа жизни народа. В городах уже редко.
Транксрипт:

Особенности чувашских национальных костюмов Номинация: культура родного края Работу выполнили: ученицы 9 класса Григорьева Анна, Борзаева Татьяна Руководитель: учитель чувашского языка и литературы Смирнова Галина Аркадьевна МБОУ «Синьял – Покровская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики

Цель проекта: Повышение положительной мотивации к изучению чувашского языка, духовной материальной культуры родного края через ознакомления с чувашской национальной одеждой как частью культурной истории чувашского народа

Задачи проекта: 1. Познакомить с чувашской национальной одеждой, как элементом культуры народа; 2. Подчеркнуть важность чувашской одежды в сохранении культуры народа.

Актуальность проекта: Как говорил наш первый президент Н. В. Федоров: «Если народ знает свою историю, то у него есть будущее. Такой народ никогда не исчезнет с лица земли». Национальная одежда – часть истории и культуры нашего народа. Именно поэтому изучение чувашского языка невозможно без знаний истории и культуры родного края, которая постигается через творчество.

Значимость национальных костюмов Народный чувашский костюм памятник культуры, созданный в течение тысячелетий в разных географических ареалах, исторических обстоятельствах, в среде космогонических представлений и развивающийся благодаря эстетическим воззрениям, природным, социально- экономическим и культурным условиям. Делится на три основных вида по признакам этнографических групп: вирьял - верховые, анатри - низовые, анат енчи средненизовые. Различается по принадлежностям элементов к полу, формам ношения, пошиву, орнаментальному украшению и цветовому сочетанию.

Чувашская вышивка этнографических групп В основе чувашской вышивки лежит геометрический орнамент: у виръялов он более легкий, а у анат-енчи и анатри - крупнее и часто переходит в растительный орнамент. В цветовом отношении наблюдается полихромия. Однако и здесь намечаются определенные закономерности: для виръялов характерно сочетание темных тонов красного, синего, зеленого цветов, у анат-енчи преобладают яркие краски, в вышивке же анатри определяющим является красный свет. Вышивали в основном крашеными шерстяными нитками.

Вышивание (тěрě тěрлени). В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили ей почти всю жизнь.

Изготовление одежды Для изготовления одежды у чувашей употреблялся произведенный в домашнем хозяйстве материал - холст, сукно, кожа и т.п., для пошива праздничной и выходной одежды приобретали фабричные ткани. Из домотканого (изо льна или конопли) холста различных расцветок чуваши шили нательную одежду - рубахи купе, штаны йем, детали головных уборов. Верхнюю одежду - кафтаны сакман, халаты шупар/пустав, чапаны асам шили из сукна, а шубы керек и тулупы талап - из овчины домашней выделки. Шубы, пошитые с отрезной наспинной частью и множеством складок были предметом особой гордости их владельцев и воспевались в песнях.

Специфические особенности чувашских узоров Национальное своеобразие чувашской вышивки заключается в особой декоративности, развития которой было связано с назначением оберегать владельца от злых духов. Обожествляя явления природы, древние предки чувашей отразили свои языческие представления в орнаменте одежды и утвари. Так, вселенная изображалась в виде четырехугольника, образ великой богини посредством великого древа жизни, солнце - в виде круга или розетки и т.д. Таким образом орнамент весьма реалистично воспроизводил миропонимание наших предков.

Фрагменты орнаментов чувашских узоров и их наименования глаза цыпленка мудреный шов крючок извилина ручейка извилина ручейка ветка и глаза цыпленка куриные лапки горы узор вилами косая гладь утки глаза цыпленка узор граблями луч лента свиные ножки и вертишейка вспаханное поле восемь крыльев

паук полба ярмо небосвод деление и женский знак небосвод жучок вид обметки вспаханное поле шулам и прерванный зигзаг глаза цыпленка деление земля и небо изгибы ручья бабочка листья клена

Женский чувашский костюм В ансамбль народного женского костюма входит: кeпе (рубашка) с нагрудными медальонами кeскe, шупaр (вид халата), чeр cитти (передник), пиcиххи (пояс), платки, ата (сапоги), тела (онучи, белые у низовых и средненизовых, черные у верховых), головные уборы - хушпу с закрытым, конусообразным или открытым верхом (тухья), сурпан и сурпан тутри (полотенце образные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (головная повязка), маска (налобная повязка), ответ (перевязь), сaрка (подвеска), балка (серьги), шaрcа, мая (шейные наряды), мама, шълкеме (нагрудные украшения), ceрe (кольцо), сула (браслет), яркaч (набедренники), сара (поясной наряд), йeс харе (нахвостник), cyc тани тенки (накостник), енчeк (поясной кошелечек для зеркала и монет), тeкeр (поясное зеркальце).

Разновидности женских головных уборов Своеобразной формой отличались женские головные уборы хушпу. Они бывают двух видов: конусообразные и шлемовидные, имеют "хвост"- деталь спускающаяся на спину. Двух видов бывают и девичьи головные уборы тухья - островерхие и без острия, наспинной части у них нет. Художественные приемы, использованные в шитье, богаты и разнообразны. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеренку. Женские головные повязки маска бывают двух видов: у чувашей анатри они широкие, с трапецифидной композицией узора на белом холсте, а у вирьял - узкие, вышитые мелкими геометрическими фигурами, обычно на полоске цветной ткани.

Мужской костюм Богатством вышивки и разнообразием орнамента отличалась мужская одежда. одной из самых интересных принадлежностей мужской одежды являлся шупар - халат из домотканого белого холста. В прошлом веке его носили в основном пожилые мужчины и предводители свадьбы, а еще раньше в такое одеяние должны были облачаться жрецы во время жертвоприношений. В украшении мужского халата, кроме вышивки, обильно применялись шелковые нашивки. Особо старательно мастерицы исполняли наспинные узоры - они были крупными, выразительными, всегда с чертами монументальности. Костюм из пестряди (рубаха, платок, передник) получает распространение в основном среди низовых чувашей. Вначале такой костюм был рабочей одеждой, а позднее становится и праздничной.

Обувь Повседневной обувью были сплетенные из липового лыка лапти (çăпата), которые верховые чуваши носили с черными суконными онучами, а низовые - с белыми шерстяными или суконными чулками (тела чăлха). Праздничной обувью являлись кожаные сапоги или башмаки, в верховой группе высокие сапоги в гармошку. С конца 19 века стали появляться высокие женские кожаные ботинки на шнуровке. Зимней обувью служили белые, серые и черные валенки.

Чувашская одежда в современной культуре С 1930-х годов традиционная одежда повсеместно стала замещаться одеждой городского типа. Однако в сельской среде национальные комплексы сохраняются до настоящего времени почти повсеместно, особенно в отдаленных районах. Главным образом, они используются в качестве праздничной и обрядовой одежды, а также в фольклорно- сценической деятельности. Традиции народного костюма развиваются в творчестве многих народных мастеров и художников, в работе предприятий народных художественных промыслов. Современные художники-модельеры не реконструируют традиционный наряд, а создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях.

Вывод: Богатое наследие оставили нам предки. Новое применения находят сейчас творчество народных умельцев, перенявших от бабушек и дедушек, их отточенный веками мастерство вкус. Уйдя из жизни как повседневная одежда и предметы бытового обихода, художественная наследия возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые разлетаясь по стране и миру, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры.

Список использованной литературы: 1. Трофимов А. А. Чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское книжное издательство., 1989; 2. Меджитова Э. Д. Народное творчество чувашского народа. Чебоксары. Чувашское книжное издательство., 2004; 3. nasledie.nbchr.ru; 4. chuvash-costume.blogspot.com; 5. chuvashculture.org.