Презентация к отчету по исполнению II этапа Государственного контракта N от Программа: Федеральная целевая программа развития образования на годы Задача 2: «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» Мероприятие 3: «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» Подмероприятие 3.1: «Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования» Проект: «Разработка механизмов повышения эффективности профессиональной подготовки рабочих кадров» Номер открытого конкурса: Ф
Состав выполненных работ (II.1) II.1. Разработка методических рекомендаций по реализации механизмов повышения эффективности управления региональной системой профессионального образования: – II.1.1. Разработка методических рекомендаций по структуре и составу органов управления региональной системой профессионального образования и по формированию ресурсного потенциала профессиональных образовательных организаций. – II.1.2. Разработка рекомендаций по распределению функций, обязанностей и полномочий в системе управления региональной системой профессионального образования и по повышению финансовой устойчивости систем среднего специального образования.
Состав выполненных работ (II.2) II.2. Разработка методических рекомендаций по реализации механизмов повышения эффективности управления профессиональной подготовкой рабочих кадров и специалистов среднего звена: – II.2.1. Разработка рекомендаций по структуре и составу органов управления в учреждениях среднего профессионального образования и по модернизации существующих и созданию новых организаций, осуществляющих образовательную деятельность. – II.2.2. Разработка рекомендаций по формированию необходимых компетентностей органов управления в учреждениях среднего профессионального образования и по инструментам аналитического и методического сопровождения систем профессионального образования.
Состав выполненных работ (II.3) II.3. Разработка программы повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций для представителей органов исполнительной власти, курирующих сферу профессионального образования, и руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования: – II.3.1. Разработка программы повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций для представителей органов исполнительной власти, курирующих сферу профессионального образования, и руководителей образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Состав выполненных работ (II.4) II.4. Проведение курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и технических специалистов в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций: – II.4.1. Проведение курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и технических специалистов в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций.
Состав выполненных работ (II.5) II.5. Проведение семинаров по вопросам модернизации региональных систем профессионального образования: – II.5.1. Проведение семинаров по вопросам модернизации региональных систем профессионального образования.
Основные результаты работ (II.1) При решении вопроса об обеспечении органов исполнительной власти субъектов российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования и профессиональных организаций, высококвалифицированными кадрами нужно иметь в виду, что подавляющая часть управленческих кадров всех уровней не имеет специального образования в области управления отраслями экономики и административными территориальными структурами. В то же время, управление – это в высшей степени профессиональная деятельность, имеющая собственные закономерности и инструменты. Поэтому цикл ПК как разработка проекта развития в условиях действующего законодательства, используемый Президентской программой, представляется оптимальным на данном этапе. Формировать программу развития – непременная функция управленца. Этот документ постоянного действия становится стратегической основой управленческой деятельности, обеспечивая продвижение к обозначенной проектом цели, постановку новых целей и формирование путей к ним. Контролируемым результатом такой системы ПК выступает разработанный проект и его продвижение в территории или в отрасли. Организация такого прохождения ПК позволяет построить его в очно-заочном режиме, когда учебные и контрольные процедуры сменяются работой в территории над разработкой проекта развития и т.д. Как результат – публичная защита проекта. Такая технология ПК госслужащих могла бы лечь в основу подготовки их на региональном уровне. При этом существует возможность и необходимость мобилизации подведомственных ресурсов для решения поставленной задачи, что является составляющей управленческой деятельности.
Основные результаты работ (II.2) Объектами общественно-профессиональной оценки и экспертизы образовательных программ должны являться: Качество образования, включая: – оценку результатов обучения, в т.ч. оценку соответствия ожидаемых и фактических результатов обучения актуальным запросам рынка труда, – оценку востребованности выпускников рынком труда, – валидацию процедур и критериев оценивания учебных достижений студентов; – удовлетворенности студентов качеством образования. Гарантии качества образования, формируемые: – образовательными целями образовательной программы; – структурой и содержанием образовательной программы; – учебно-методическими материалами, используемыми для реализации образовательной программы; – технологиями и методиками образовательной деятельности, применяемыми в рамках реализации образовательной программы; – профессорско-преподавательским составом, задействованным в реализации образовательной программы; – научно-исследовательской деятельностью и реализацией ее результатов в учебном процессе; – образовательными и материально-техническими ресурсами образовательной программы; – организацией и управлением процессом реализации образовательной программы; – участием работодателей в реализации образовательной программы; – участием студентов в определении содержания и организации учебного процесса; – студенческими сервисами; – оценкой качества подготовки абитуриентов.
Основные результаты работ (II.3) Разработана и реализована уникальная практико-ориентированная программа повышения квалификации, адресованная руководителям учреждений среднего профессионального образования, сотрудники органов исполнительной власти и специалисты из субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. Разработанная программа повышения квалификации состоит из 4 модулей, объединенных в 2 раздела: Раздел 1. Теоретическая подготовки слушателей курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и технических специалистов в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций. – Модуль 1.1. Изучение результатов анализа международного и отечественного опыта управления профессиональной̆ подготовкй рабочих кадров и специалистов среднего звена на уровне отдельных регионов, образовательных учреждений, программ. – Модуль 1.2. Изучение методических рекомендаций по механизмам повышения эффективности управления региональной̆ системой̆ профессионального образования и по повышению эффективности управления профессиональной̆ подготовкй рабочих кадров и специалистов среднего звена. Раздел 2. Практическая подготовки слушателей курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и технических специалистов в соответствии с актуальными и перспективными потребностями рынка труда в контексте международных и отечественных тенденций. – Модуль 2.1. Разработка слушателями группового проекта в области повышения эффективности управления профессиональной̆ подготовкй рабочих кадров и специалистов среднего звена. – Модуль 2.2. Мероприятие с использованием компьютерного симулятора, моделирующего профессиональные и организационно-управленческие задачи, стоящие перед органами управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования.
Основные результаты работ (II.4) Исполнитель подготовил проект информационного письма в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования о проведении курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и технических специалистов. Письмо включило в себя программу повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. Проект письма был согласован с Заказчиком. Исполнитель проконтролировал получение письма 83 органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования. Исполнитель сформировал список ответственных в субъектах Российской Федерации, слушателей курсов повышения квалификации. Реализация курсов повышения квалификации была осуществлена на базе одного из ведущих российских вузов – Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте. Реализация курсов повышения квалификации была осуществлена на основе программы, разработанной по итогам работ п. II.3. По результатам реализации курсов повышения квалификации слушатели прошли итоговое тестирование. Тестирование осуществлено в виде мероприятия по оценке полученных слушателями практических навыков, организованного с использованием компьютерного симулятора, моделирующего профессиональные и организационно-управленческие задачи, стоящие перед органами управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования. Итогом успешного прохождения тестирования будет получение слушателями курсов повышения квалификации документов установленного образца. Длительность курсов повышения квалификации составила 42 ч. Общая численность слушателей курсов превысила 50 участников.
Основные результаты работ (II.5) К обсуждению вопросов модернизации региональных систем профессионального образования было привлечено более 200 специалистов и эскпертов в области развития профессиональной подготовки, менеджеров учреждений НПО и СПО среднего и высшего звена. Привлечение обозначенных групп осуществлялось в ходе проведения четырех региональных в сентябре-октябре 2013 г. Поднятые вопросы вызвали интенсивное обсуждение среди профессионального сообщества, которое также проявило высокий интерес к результатам реализации курсов повышения квалификации в области управления в сфере профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена.