СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ Аффект - врожденная элементарная, до культурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный. Ближайшее социальное окружение - территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире. Бытовые ритуалы - организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. Вербальный - словесный; имеющий словесную форму. Вокализация - внешне бессвязное произнесение или пробивание отдельных звуков и слогов. Игровая терапия - проведение психотерапевтической работы в ходе игры. Информационные фильтры - ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями. Коммуникация - общение в любой форме. Негативизм - сопротивление, лишенное разумных оснований. Полевое поведение - безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия. Предметная игра - игра, основное содержание которой – манипуляции с предметами. Произвольный (по отношению к вниманию, поведению) - сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели. Психодрама - воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце. Самоагрессия - агрессивные действия, направленные на самого себя. Самостимуляция - стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действия (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.) Сензитивность - повышенная чувствительность. Сенсорный - относящийся к органам чувств. Сенсорная игра - игра, основное содержание которой – многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника – самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих. Сюжетно-ролевая игра - игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка- дошкольника. Тактильный - относящийся к ощущениям прикосновения и давления. Терапевтическая игра - игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия.