Подготовила Романовец О.Н. директор Государственного учреждения образования «Карповский детский сад-средняя школа» Лоевского района Век живи – век учись Народная мудрость
Проблема формирования и стимулирования развития профессиональной компетентности учителей вызвана социаль- ными факторами и достижениями современной психолого-педагогической науки. Первые из них выступают как потребность реализации направлений реформирования образования в Респуб- лике Беларусь, а вторые – как возможность использования психолого-педагогической науки в работе школ с целью перевода их на более высокий уровень развития.
правомерно рассматривать как высокий уровень его подготовленности, обусловленный знанием стратегии продуктивной педагогической деятельности, взаимодействующих в них структурных компонентов и критериев для измерения степени её продуктивности.
Профессионализм – измеряемое мастерство и оно тесно связано с уровнями педагогического творчества, поэтому ведущий его признак – умение педагога анализировать собственный труд, его качественные показатели в практической деятельности. Педагоги- ческое творчество проявляется на различных уровнях педагогического мастерства.
V Креативно-прогностический ΙV Научно-исследовательский ΙΙΙ Рационализаторский ΙΙ Адаптивно-прогностический Ι Информационно-воспроизводящий
Искусство педагогической деятельности характеризуется исключительной сложностью ещё и потому, что личностные качества педагога являются определяющим фактором в системе межличностных отношений «учитель-ученик», что в конечном итоге сказывается на результатах его труда. Наиболее распространённые и значимые формы повышения квалификации педагогических работников: - курсовая подготовка; - проблемные теоретические семинары; теоретические конференции; научно-практические конференции; - психолого-педагогические консилиумы; - методические семинары-практикумы; педагогические советы, методические совещания; круглые столы; - различного рода профессиональные объединения педагогов (методические объединения, школа профессионального мастерства, школа передового опыта и т.п.)
Системный подход и моделирование взаимосвязаны. Системный подход ведёт к утверждению стратегии научного синтеза, к интеграции научного знания на базе его дальнейшей дифференциации…, моделирование же позволяет учитывать как общие черты содержания знаний, так и различия в этом содержании.
компоненты уровни Организаторский, коммуникативный, гностический, конструктивный, проектировочный Адаптивно-прогностический, креативно-прогностический, научно-исследовательский, рационализатор- ский, информационно-вос- производящий Ведущие психологические механизмы влияния педагога на учащегося способности установки Чувство меры, чувство объективности, чувство причастности, чувство такта, чувство ориентира Децентрация, идентификация, эмпатия, рефлексия
Уровни педагогического творчества Умения педагога Образовательный процесс (ученик в центре внимания) Исследовательская деятельность, научно-практические методы, умственная самостоятельность, познавательный интерес Личностные качества педагога Индивидуальные РефлексивныеПсихологиче- ские
степени зависит от сформированности в ней профессионально-компетентного педагога. В этой связи формирование и становление нужно рассматривать в неразрывном единстве. Становление профессионально-компетентного педагога обусловливается рядом условий. К важнейшим из них отнесём следующие: - чёткое представление о сущности педагогического мастерства и стратегии продуктивной педагогической деятельности; - интерес к педагогической деятельности ; - умение преодолевать сложившиеся стереотипы, мешающие работать лучше; - восприимчивость к тем или иным инновациям как каждого учителя, так и всего коллектива; - способность к творчеству; - профессионализм педагогического общения; - профессионализм знаний; - профессионализм самосовершенствования. Становление профессионально-компетентного педагога – путь последовательного превращения его в творческий субъект, который сам может выбирать и ставить перед собой собственные цели, определять способы их осуществления и реализации.