Автор проекта: Воспитатель ДО Деушева Е.В – 2014 учебный год
Проблема исследования Недостаточная сформированность познавательно-исследовательских навыков у детей дошкольного возраста
Гипотеза Если в образовательный процесс внедрить методы и приемы проектной деятельности, то это позволит сформировать навыки познавательно- исследовательской деятельности у детей
Цель исследования Изучить и применить на практике различные виды познавательно- исследовательской деятельности.
Объект исследования Учебно-воспитательный процесс в средней группе дошкольного отделения
Предмет исследования Методы и формы познавательно- исследовательской деятельности
Конечный продукт Сборник конспектов Памятки для родителей
Проект «Волшебница вода»
Этапы осуществления проекта 1) Подготовительный этап: Отображение цели и зад проекта. 2) Реализация проекта: Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий. Практическая часть: а) Занятия по исследовательской деятельности( в рамках проекта «Волшебница вода») б) Связь с другими видами деятельности: Игровая Продуктивная Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы) Художественная (рисование, лепка, аппликация) в) Совместная работа с родителями (фотовыставка «Отдых у воды») 3) Заключительный этап: Диагностика (результативно-сравнительный анализ).
Актуальность темы Выбор темы проекта не случаен. Дети нашей группы очень любознательные. Их интересует всё на свете. Они очень любят эксперименты с водой. Мы решили расширить имеющиеся понятия о воде у детей. Так появился проект «Волшебница вода», который в доступной для детей среднего возраста форме рассказывает о круговороте воды в природе.
Мы предположили, что без воды нельзя прожить. не умыться, не напиться без воды. Листику не распуститься без воды. Без воды прожить не могут Птица, зверь и человек. И поэтому всегда Всем везде нужна вода.
Недостаточная сформированность навыков самоорганизации познавательной активности у детей дошкольного возраста на примере исследования воды, её свойств и значения в жизни людей, животных и растений. Проблема исследования
Цель исследования Формирование представлений о свойствах воды, о значении воды в жизни всего живого на земле, о воде, как источнике жизни; Уточнение представления детей о том, что вода важна для всех живых существ. Развитие навыков проведения практических опытов. Формирование у детей знания о значении воды в жизни человека.
Предмет исследования Вода, её свойства и значение для окружающего мира
Предполагаемый результат Проект «Волшебница вода» позволит сформировать у детей начальные представления о воде, как источнике жизни живых организмов. Дети приобретут экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут проводить практические опыты с водой, устанавливать причинно-следственные связи, научаться фиксировать наблюдения).
Конечный продукт Проведение практических опытов Выставка детских работ творческой деятельности (тематические рисунки, аппликации на тему «Вода в природе») Фотовыставка «Отдых у воды» (совместно с родителями)
Основная часть
План работы над проектом Разработка познавательной деятельности Выставка детских работ творческой деятельности (тематические рисунки, аппликации) Фотовыставка «Отдых у воды» (совместно с родителями)
Образовательныеобласти Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира О свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), О планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
«Познание» Направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
Занятие с детьми средней группы Тема занятия: «Волшебница вода» Основная цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на о, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного
Итоги занятия с детьми средней группы Итоги занятия с детьми средней группы Тема занятия: «Волшебница вода» Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Вывод: Вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.
Цель: Формирование представлений о свойствах воды, развитие навыков проведения практических опытов. Эксперименты с водой Эксперименты с водой
Развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности Развитие познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, это одно из направлений «Познавательного развития» детей дошкольного возраста, которое направлено на достижение цели развития у детей познавательных интересов и интеллектуального развития. Конструирование Исследовательская деятельность
Цель: Формирование представлений о свойствах льда, развитие любознательности детей, их желание наблюдать за изменениями, происходящими в окружающем мире. Конструирование ледяных фигур Конструирование ледяных фигур
Цель: Формирование представлений о значении воды для растений, бережное отношение к растениям. Вывод: без воды не могут жить растения, люди, животные. Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность
Конспект занятия с детьми средней группы Конспект занятия с детьми средней группы
Формирование элементарных математических представлений Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Одним из средств формирования у дошкольников элементарных математических представлений являются занимательные занятия, игры, упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и воспитательному влиянию на всестороннее развитие детей дошкольного возраста.
Формирование элементарных математических представлений с использованием капельки воды
Формирование целостной картины мира « Умейте открывать перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги, оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что, он узнал». В.Н.Сухомлинский. Круговорот воды в природе Вода необходима для всего живого
Игровая деятельность Игра «Тонет –не тонет». Цель: показать детям, что в воде некоторые предметы могут плавать, а другие тонуть. Вывод: не все предметы вода может удерживать на поверхности, потому что они из разных материалов. (лёгкие и тяжёлые).
Выставка детских работ на тему « Вода в природе»
Фотовыставка «Отдых у воды» (совместно с родителями)
Результативность Развитие у детей познавательных качеств (2013 – 2014 учебный год) Любознательный, активный Конец учебного года
Результативность Развитие у детей познавательных качеств (2013 – 2014 учебный год) Овладевший необходимыми умениями и навыками Конец учебного года
Выводы Проект позволил детям много экспериментировать и глубоко изучить эту тему со всех сторон. В результате организации детского экспериментирования, у детей развилась познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности. Расширился кругозор, в частности обогатились знания о воде, ее свойствах; состояниях и значении для всего живого на Земле. У детей развились качества личности: самостоятельность, инициативность, познавательная активность и целеустремленность. Экспериментальная работа вызвала у детей интерес к исследованию воды, и стимулировала их к получению новых знаний. Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Библиография Алешина Н.А. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» Вахрушев А.А. «Здравствуй, Мир!» Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду.» Осокина Т.И. «Игры и развлечения в детском саду.» Рыжова Н.А. «Экологическое воспитание в детском саду.» Ушакова О.С. «Знакомьте детей с литературой.» Ушакова О.С. «Придумай слово.»