« Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников » Исполнитель: Старший воспитатель МБДОУ 35 Муратова Елена Ренатовна
Мнемотехника - техника запоминания. От греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Это слово придумал Пифагор Самосский (VI век до н.э.), по имени древне-греческой богини памяти Мнемозины
Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно гг. до н.э. и принадлежат перу Цицерона, а также Квинтилиану
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, как следствие, развитие речи.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинский К. Д. Ушинский
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Употребление нелитературных слов и выражений.
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ. Неспособность построить монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ.
Проблемы речи детей дошкольного возраста: Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Плохая дикция.
Отличительные особенности технологии «мнемотехника»: -имеет чёткое теоретическое и экспериментальное обоснование; -приемы запоминания индивидуализированы; -широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание; -введено понятие навык запоминания и разработана точная система контроля навыка запоминания.
Технология «Мнемотехника»: - развивает связную речь; - развивает мелкую моторику рук; - развивает психические процессы, так как происходит «перекодирование информации»; - сокращает время обучения, за счет работы с мнемотаблицами.
Для использования технологии «Мнемотехника» необходимо: -Достаточно активный словарь ребенка (существительные, прилагательные, глаголы); -Демонстрационный и раздаточный материал; -Предварительное обсуждение с детьми проведенных наблюдений за явлениями природы, окружающим миром.
Мнемотехнические фразы Каждый охотник желает знать где сидят фазаны. (цвета) Каждый охотник желает знать где сидят фазаны. (цвета) Иван родил девчонку велел тащить пеленку. (падежи) Иван родил девчонку велел тащить пеленку. (падежи) Nose («носок») – нос (изучение иностранных языков) Nose («носок») – нос (изучение иностранных языков)
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемотаблица для заучивания стихотворения «Мой мишка» З. Александровой
Где можно использовать карточки-схемы? для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. при проведении режимных моментов.
Мнемозагадка
Описание: Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Стоял в поле теремок. Мимо бежала мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок лягушка-квакушка, за ней зайчик-побегайчик. Затем прибежала лисичка-сестричка, волк – зубами щёлк, а потом пришёл медведь. Теремок не выдержал и развалился. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Пересказ
Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов. 1 этап: Рассматривается таблица и разбирается что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется «перекодирование» информации, т.е. абстрактные символы преобразуются в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В группах младшего возраста с помощью воспитателя, в группах старшего возраста - самостоятельно
Последовательность работы с мнемотаблицами: 1. Введение элементов символов (формы, величины, действия). 2. Использование опорных схем во всех видах образовательной деятельности, (для развития у ребенка понимания, что символ универсален). 3. Введение отрицаний. 4. Сочетание символов, чтение цепочки. 5. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. (Задача этого этапа - активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.) 6. Творческое создание детьми опорных схем.
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; активный словарный запас выходит на более высокий уровень; активный словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Дополнительная литература: Система запоминания Джорджа. Учебник по мнемотехники. Система запоминания Джорджа. Учебник по мнемотехники. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед N4. С Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед N4. С Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005. Т.Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. СПБ.: ООО «Издательство «Детство Пресс», С. 64. Т.Б. Полянская Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. СПБ.: ООО «Издательство «Детство Пресс», С. 64.
Благодарим за внимание!