Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест: « Марийский край в 17 веке».. Задания: 1. Изучите презентации «Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев» и «Марийский.
Advertisements

В 1767 году императрица Екатерина II созвала в Москву депутатов от различных сословий для составления нового Уложения, или кодекса законов. В числе 573.
Средневековая деревня и её обитатели!. Средневековая деревня Давай вспомним… Давай вспомним… 1.К какому сословию принадлежали крестьяне? 2.Какому сословию.
Утверждение феодального строя в странах Западной Европы в IXXI вв. Чупров Л.А. МОУ СШ 3 с. К-Рыболов Приморского края.
Средневековая деревня § 12, стр Автор: Советова О.В. учитель истории и обществознания.
Гимназия 22 город Майкоп Отработочная система- полукрепостническая форма эксплуатации Велика доля крупных помещичьих хозяйств- поместья более 500 десятин:
Воронова С. В. Вечныетруженики История средних веков 6 класс.
{ Жизнь крепостных Крестьян 17 век Подготовила : Казарина. А.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБЩЕСТВО. Социальный строй средневекового общества ДУХОВЕНСТВО ДУХОВЕНСТВО «те, кто молится» «те, кто молится» ФЕОДАЛЫ (РЫЦАРИ) «те, кто.
1 ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОТНОСИТЕЛЬНО МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС СПК ПС ОМС.
Марийский край в 18 веке. Изменения в хозяйстве Основным занятием населения края остается земледелие. Однако из-за роста численности населения, передачи.
Марийский край в 17 веке. Управление краем. Социальное положение населения. Хозяйство. Крестьянская война под руководством Степана Разина.
Отмена крепостного права в России Учитель истории ГБОУ СКО школы-интерната 79 VIII вида Попова Н.В.
Урок 7 Тема Социально-экономическое развитие края в XVIII веке.
Работу выполнила: Ученица 10 А класса МБОУ «Школа 167» Залялова А.Р.
Крестьянские дворы Община Ремонт дорог и мостов Строительство и ремонт церкви Порядок пользования надельной землей Распределение повинностей между крестьянами.
Марийский край в 18 веке. Тест. 7 класс. Изучите презентации. Выполните тест и ответьте на вопросы.Изучите презентации. Выполните тест и ответьте на вопросы.
Тема урока: Экономическая система. Классификация..
МАССОВОЕ КРЕЩЕНИЕ МАРИЙЦЕВ. Русское абсолютистское государство, с учётом изменившихся конкретно исторически условий, в конце XVII - первой четверти XVIII.
Тема 11 Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения.
Транксрипт:

Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев

Что же такое община? В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. Община – это общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей. Община – это общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.

Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах - вервь, задруга, печище и др.) лежали в "самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество", - писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский. Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах - вервь, задруга, печище и др.) лежали в "самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество", - писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский.

В источниках XVII века община упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах. В источниках XVII века община упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах.

Для общины характерно: совместное владение надельной землей, совместное владение надельной землей, уравнительность землепользования, уравнительность землепользования, принудительный севооборот, принудительный севооборот, общинный выпас скота, общинный выпас скота, общее владение лесами, озерами, речками, болотами, сенокосами и пастбищами общее владение лесами, озерами, речками, болотами, сенокосами и пастбищами

Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам. Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам.

Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора. Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора.

Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины – дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном (сельском сходе) сходе. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины – дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном (сельском сходе) сходе.

Сход собирался 12 раза в месяц. На нем решались такие вопросы, как: выборы должностных лиц сотники, старосты, пятидесятники и десятники. выборы должностных лиц сотники, старосты, пятидесятники и десятники. наем пастуха, наем пастуха, прием в общину, прием в общину, переделы земли, переделы земли, распределение денежных сборов и других повинностей между членами общины. распределение денежных сборов и других повинностей между членами общины.

Ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати.

Марийские общины не были замкнутыми единицами, то есть были свободны для вхождения в ее состав новых членов. Поэтому в крае было много смешанных марийскойй-русских общин. Это объясняется, очевидно, давними хозяйственно-культурными связями марийцев с русскими. Марийские общины не были замкнутыми единицами, то есть были свободны для вхождения в ее состав новых членов. Поэтому в крае было много смешанных марийскойй-русских общин. Это объясняется, очевидно, давними хозяйственно-культурными связями марийцев с русскими.

Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства. Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства.

Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах- волостях Галицкой дороги Казанского уезда почти 4/5 дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,52 ясака со двора. Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах- волостях Галицкой дороги Казанского уезда почти 4/5 дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,52 ясака со двора. В гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти (четверть – 8 пудов) ржи и овса, пол-осмины ячменя. В гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти (четверть – 8 пудов) ржи и овса, пол-осмины ячменя. К 1678 году денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийскоййй деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки. К 1678 году денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийскоййй деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки.

Таким образом, внутри марийскоййй общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами. Таким образом, внутри марийскоййй общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами.

«Мирские» должностные лица были подконтрольны общине, но утверждались в своей должности воеводской властью. «Мирские» должностные лица были подконтрольны общине, но утверждались в своей должности воеводской властью. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Характерно, что в первой половине XVII века на ботанической должности в марийских общинах были служилые тарханы, а во второй половине века в основном крестьяне из числа самих общинников. Характерно, что в первой половине XVII века на ботанической должности в марийских общинах были служилые тарханы, а во второй половине века в основном крестьяне из числа самих общинников.

Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. Помочи (мума, вума) устраивала семья, нуждающаяся в срочном выполнении неотложной трудоемкой работы, требующей определенного количества рабочих рук. В этом случае глава небольшой семьи обращался к родственникам, так как своими силами эта семья вовремя с работой не справлялась и упускала благоприятные сроки Помочи (мума, вума) устраивала семья, нуждающаяся в срочном выполнении неотложной трудоемкой работы, требующей определенного количества рабочих рук. В этом случае глава небольшой семьи обращался к родственникам, так как своими силами эта семья вовремя с работой не справлялась и упускала благоприятные сроки На общинные "помочи" (вимя) приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение». На общинные "помочи" (вимя) приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение».

В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийскоййй общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни. В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийскоййй общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни.

С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е ! Выполнила работу: ученица 9 «б» класса «Лицея Бауманский» г. Йошкар-Олы Тимошева Анна