Вахнина О.Ф., учитель начальных классов МОУ СОШ 6 г.Тутаев, 2015 РИП «Создание уровневой модели внедрения метапредметных технологий в образовательный процесс как средство реализации ФГОС»
задача конечный продукт планирование действий, задачи, подзадачи материал, инструменты способ действия контроль за реализацией планаR* анализ
Переход от активности – к совершению действий за счет освоения ребенком понятий и различений: цель результат. цель средство (способ) ситуация цель (задача) замысел реализация материал продукт орудия и инструменты
1 этап. Совместная работа учителя и ребенка. 2 этап. Дети совместно с учителем организуют свои действия. 3 этап. Дети самостоятельно организуют свои и коллективные действия, постоянно контролируя реализацию своего плана, анализируя, оценивая и корректируя промежуточные и конечный результаты.
1.начальная; 2. корректирующая (текущая); 3. обобщающая (итоговая)
Ф.И. учащегося Удержание задачи Планирование последовательности действий Учёт коллективности Выделение подзадач
1. Определение цели и предмета исследования 2. Разработка диагностического задания 3. Оценка планируемых результатов (критерии оценки) 4. Проведение ДЗ 5. Обработка материалов 6.Анализ, оценка результатов изучения
Подбор задания и анализ его с точки зрения используемого способа организации действия Выделение параметров способа, который может быть применен в данном задании Описание вариантов ответов детей, определение показателей состояния параметров (какой ответ будет означать освоенность способа, а какой нет) Апробация (проведение) диагностики. Составление таблицы состояния способности у детей таблицы Постановка индивидуальных педагогических задач по отношению к детям
Название диагностического материала Задание (что говорим детям) Материал Инструменты Учитываем возраст ребенка Предмет диагностики Параметры Оценка
Возраст: 8-9 лет, 3 класс. Предмет диагностики: последовательность действий Форма: индивидуальное собеседование, фронтальное Параметры: 1)Ребенок планирует свои действия последовательно. 2)Планирует с помощью взрослого, восстанавливает пропущенные этапы по наводящим вопросам. 3)Не может самостоятельно спланировать свои действия. Оценки: 0 баллов – не указал правильный порядок действий; 1 балл – определить смог только половину действий; 2 балла – указан правильный порядок не менее 5 действий; 3 балла- указан правильный порядок работы.
Задание: Ученицы 5 класса на уроке технологии получили задание составить инструкцию по приготовлению бутерброда с маслом и сыром. Девочки составили план действий, но забыли указать порядок действий. Укажи цифрами ( слева) правильный порядок этих действий. Какое действие будет первым (1), вторым (2) и т.д. Инструкция по приготовлению бутерброда с маслом и сыром Достань хлеб, масло, сыр, нож Намажь кусок хлеба маслом Отрежь кусок хлеба Отрежь ломтик сыра Возьми нож Положи на масло ломтик сыра Убери на место хлеб, масло, сыр, нож
1. Насколько ребенок представляет конечный продукт деятельности. 2. Насколько ребенок удерживает параметры результата. 3. Постановка задачи. 4. Планирование действий. 5. Форма представления плана. 6. Подбор материалов и инструментов. 7. Контроль действия с помощью плана. 8. Оценка результата. 9. Анализ способа действия; пробующие действия и конструирование нового способа действия. 10.Учёт времени при планировании и реализации плана. 11. Последовательное или параллельное планирование действий. 12. Согласование интересов и целей в коллективной работе. 13. Распределение подзадач в коллективной деятельности.
1. Проведение диагностики, сопоставительный анализ данных. 2. Проведение занятий и оценка результата. 3. Постановка педагогических задач, инновация и разработка технологий формирования способностей 4. Разработка диагностических заданий.
Предметная задача: составление композиции на весеннюю тему в смешанной технике. Метапредметная задача: развитие СОД через построение плана и работу с ним ),научить детей планировать действие во времени. Исходное состояние: дети могут представить конечный продукт, могут составить план действий по её выполнению (инструкцию), последовательно выполнять действия по плану, но не представляют, сколько по времени займёт изготовление поделки - то есть не планируют свои действия во времени. Сложно для некоторых детей и взаимодействие в парах – согласование замысла, распределение задач, обсуждение спорных моментов (данные сложности решаются при помощи педагога по мере возникновения). Конечное состояние: согласовывают замыслы, распределяют подзадачи, могут планировать действия во времени (выполнение действий параллельно) Действия учителя Действия учащихся
Возраст: 8-9 лет Предмет диагностики: планирование во времени. Параметры: 1.Ребёнок не обращает внимания на временные параметры при работе. 2. Ребенок может выстраивать действия только последовательно. 3. Ребенок может выделять подзадачи, которые можно делать одновременно. 4. Ребенок работает с учетом времени. Материал: листочки с заданием. Оценки «0»- ребёнок не учитывает все временные параметры.(учитывает только время на одевание и время на дорогу) «1»- ребёнок учитывает временные параметры, но выстраивает действия последовательно. «2»- ребёнок может выделять подзадачи, которые можно делать одно- временно, учитывает время работы, но допускает ошибку в вычислении или пропускает 1 пункт задания. «3»- Ребенок работает с учетом времени, выделяет подзадачи, которые можно выполнять одновременно.
Задание: Катя и Ваня проспали. До начало урока 30 минут. Смогут ли они вовремя прийти на урок, если им надо убрать постель, что займет 4 минуты, одеться - на это уходит 5 минут, умыться - 2 минуты, приготовить бутерброды - 5 минут, заварить чай - 5 мин, позавтракать - 4 минуты, дойти до школы -10 минут.