Психолого-педагогические особенности организации образовательной деятельности педагога в условиях ФГОС ДО Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ Майер А.А.
-управление реализацией ФГОС ДО, -управление качеством дошкольного образования, -профессиональная компетентность педагогов ДОО -технология разработки ООП ДО, - взаимодействие семьи и дошкольной организации в реализации ООП ДО,
План 1. Концептуальные основы введения ФГОС дошкольного образования: нормативно-правовое обеспечение деятельности дошкольных образовательных организаций 1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации 1.2. Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования 1.3. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) дошкольной организации 2. Качество дошкольного образования: содержание дошкольного образования и проектирование образовательной деятельности в условиях ФГОС дошкольного образования 2.1. Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения 2.2. Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования 2.3. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации Комментарии: Вифлеемский Анатолий Борисович, Доктор экономических наук Действительный член Академии педагогических и социальных наук
«…может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (ст. 67, ФЗ 273)»…в отдельных случаях по заявлению родителей и согласованию с учредителем раньше или позже возможно начало получения начального общего образования «от двух месяцев до прекращения образовательных отношений..» (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ от 30 августа 2013 г. N 1014)) – "Дорожная карта" для дошкольного образования. Дошкольное образование новый уровень общего образования
Уровни образования Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований Уровни общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации ( подготовка научно-педагогических кадров, ординатура, ассистентура-стажировка ). Дополнительное образование дополнительное образование детей и взрослых дополнительное профессиональное образование Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются для всех уровней общего образования, в том числе для дошкольного (ст. 5, ч.3) Начальное профессиональное образование подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена Начальное профессиональное образование подготовка квалифицированных рабочих подготовка специалистов среднего звена
Уровни образования 1. Основное общее образование 2. Среднее общее образование 3. Среднее профессиональное образование 4. Высшее образование – бакалавриат 5. Высшее образование – специалитет, магистратура 6. Высшее образование – подготовка научно- педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка 1. Основное общее образование 2. Среднее общее образование 3. Среднее профессиональное образование 4. Высшее образование – бакалавриат 5. Высшее образование – специалитет, магистратура 6. Высшее образование – подготовка научно- педагогических кадров, ординатура, ассистентура- стажировка
Образовательные программы Основные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования образовательные программы начального общего образования образовательные программы основного общего образования образовательные программы среднего общего образования Основные профессиональные образовательные программы образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих программы подготовки специалистов среднего звена Образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы специалиста, программы магистратуры, программы подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки Программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих программы переподготовки рабочих и служащих программы повышения квалификации рабочих и служащих
1. Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. 4. Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной. 5. Государственной образовательной организацией является образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации. 6. Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием (муниципальным районом или городским округом). 7. Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций. Образовательная организация (ст. 22)
Типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: Деление на типы: по уровням реализуемых образовательных программ, отнесенным к основному виду деятельности образовательной организации. дошкольная образовательная организация; общеобразовательная организация; профессиональная образовательная организация; образовательная организация высшего образования. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов: Организация может реализовывать также образовательные программы предыдущих уровней образования. Организация дополнительного образования; организация дополнительного профессионального образования.
Типы образовательных организаций ( ст. 23) Типы образовательных организаций Программы в рамках основной цели деятельности Могут кроме основной цели реализовывать Типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы Дошкольная образовательная организация - образовательная программа дошкольного образования, присмотр и уход за детьми - дополнительные общеразвивающие программы Общеобразова- тельная организация -образовательные программы начального общего, -основного общего и (или) среднего общего образования -образовательные программы дошкольного образования -дополнительные общеобразовательные программы, -программы профессионального обучения Профессиональная образовательная организация - образовательные программы среднего профессионального образования -основные общеобразовательные программы, -программы профессионального обучения, -дополнительные общеобразовательные программы, -дополнительные профессиональные программы Образовательная организация высшего образования -образовательные программы высшего образования, -научная деятельность -основные общеобразовательные программы, -образовательные программы среднего профессионального образования, -программы профессионального обучения, -дополнительные общеобразовательные программы, -дополнительные профессиональные программы Типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы Организация дополнительного образования - дополнительные общеобразовательные программы -образовательные программы дошкольного образования -программы профессионального обучения Организация дополнительного профессионального образования - дополнительные профессиональные программы -программы подготовки научно-педагогических кадров, -программы ординатуры, -дополнительные общеобразовательные программы, -программы профессионального обучения
Наименование образовательной организации «Старое» наименование«Новое» наименование общеобразовательные учреждения общеобразовательные организации дошкольные образовательные учреждения дошкольные образовательные организации специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательные организации образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования профессиональные образовательные организации образовательные учреждения высшего профессионального образования образовательные организации высшего образования образовательные учреждения дополнительного образования детей организации дополнительного образования образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов организации дополнительного профессионального образования специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы общеобразовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно- воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением" специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "специальные учебно- воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением" п. 6 ст. 108: При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы
Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции)". Наименование образовательной организации организационно-правовая форма + тип + особенности образовательной деятельности + дополнительно осуществляемые функции п. 6 ст. 108: При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы
Наименование образовательной организации организационно-правовая форма + тип + особенности образовательной деятельности + дополнительно осуществляемые функции Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года (ст. 108) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 33» п. 6 ст. 108: При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы Муниципальное бюджетное учреждение дошкольная образовательная организация «Детский сад 33»
2. В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Устав образовательной организации (ст. 25) 3. В образовательной организации должны быть созданы условия для ознакомления всех работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом.
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. 2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся. 3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов). Локальные нормативные акты (ст. 30) 4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией
«Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность (ст. 29): 1) информации: …. 2) копий:... 3)отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 4)документа о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образца договора об оказании платных образовательных услуг, документа об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе; 5) предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний; 6) иной информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Информация должна размещаться «в информационно-коммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации...» Открытость образовательной организации
Вопрос Что изменилось в содержании и структуре образовательной деятельности педагога дошкольного образования в связи с разработкой и внедрением ФГОС ДО?
«пароль» Детский сад (тип, вид) Образовательный (педагогический, учебно- воспитательный) процесс Воспитатель как профессия
Образовательная деятельность воспитателя с обучающимися в группе (общеразвивающей направленности) по реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования в дошкольной образовательной организации «отзыв»
История концептуализации и стандартизации дошкольного образования «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (приказ Министерства образования РФ от г., 448)
(Приложение 2 к приказу Министерства образования РФ от 22 августа 1996 г. 448). Они включали критерии А. оценки содержания и методов воспитательно - образовательной работы с детьми каждого года жизни по следующим направлениям: развитие, физическое развитие и здоровье, взаимодействие сотрудников с детьми, развитие игровой деятельности, развитие ребенка в изобразительной деятельности, развитие ребенка в музыкальной деятельности, развитие ребенка в театрализованной деятельности, развитие конструктивной деятельности, речевое развитие ребенка, развитие элементарных математических представлений, развитие элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке в истории.
Приказ 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» Министра образования РФ от 17 октября 2013 года (регистрация в Минюсте 14 ноября 2013 года) Вступил в силу 1 января 2014 года Проверки на соответствие ОП ДО с 1 января 2016 г.
Вопрос Какие принципиальные изменения предполагает ФГОС ДО к образовательной деятельности а) цели, задачи б) содержание в) технологии г) результат
Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Экспертная карта (продукт стандарта качества) управлениесистемаконтрольмониторингкоррекция Норм-прав. база Закон Об образовани и ФГОССан ПиНПорядок организац ии и осуществл ения… Условия КадрыМат-тех база, финансиров ание Психолого- пед условия Орг-метод условия Структураполнотасвязьлогикаумк процесскомплексинтеграцияадекватност ь средств гибкость результатудовлетвор енность продуктрешение задач сверхэффе кты
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу I пункта 1.3. подпункта 2 В Стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее – особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации ( данная норма фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей )
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.2. Структурные подразделения в одной Организации (далее – Группы) могут реализовывать разные Программы ( В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. 1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.5. Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ. При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе Групп кратковременного пребывания детей, Групп полного и продлённого дня, Групп круглосуточного пребывания, Групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных Групп. Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей. (в Законе термин «с учетом» означает право и предоставленную Организации возможность ознакомиться с существующими примерными программами, оценить их пригодность для своей образовательной деятельности и принять решение об использовании или неиспользовании данных примерных программ при разработке программы (программ) ДОО).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.7. (первый абзац) Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка (Указанная норма означает, что содержание образовательной программы (программ) ДОО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется конкретной ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта 2.9. (второй абзац) Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). ( Данная статья ФГОС ДО подчеркивает взаимодополняющий характер детского развития в пяти образовательных областях).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу II пункта Объём обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. ( Соотношение частей образовательной программы носит рекомендательный характер и призвано примерно оценить пропорцию между обязательной частью программы и частью, формируемой участниками образовательных отношений).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта 3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально- техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально- коммуникативного, познавательного, речевого, художественно- эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды (В данном пункте употребляются два сходных термина, которые, тем не менее, относятся к разному содержанию и которые следует различать: «развивающая предметно-пространственная среда» и «образовательная среда».)
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Наполняемость Группы определяется с учётом возраста детей, их состояния здоровья, специфики Программы. ( 1) наполняемость группы: для детей в возрасте от двух месяцев до полутора лет – не более 10 человек, для детей в возрасте от полутора до трёх лет – не более 16 человек, для детей в возрасте от трёх лет и старше – не более 24 человек; 2) количество детей в разновозрастной группе: при наличии в группе более двух детей в возрасте до полутора лет – не более 12 человек, при наличии в группе детей любых трёх возрастов с полутора до 7 лет – не более 18 человек; Предельная наполняемость Группы (включающей, в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта подпункта 1 В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для: 1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования (часть 2 статьи 99 Закона) Необходимые средства должны быть доведены до Организации (государственной, муниципальной или частной) в составе норматива затрат, либо заложены в смету казенного учреждения.
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы. ( Организация самостоятельно утверждает перечень необходимых средств обучения, которые будут использоваться при реализации Программы. При этом средства обучения должны полностью соответствовать требованиям пункта Стандарта).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно- вспомогательными, административно- хозяйственными работниками Организации. В реализации Программы могут также участвовать научные работники Организации. Иные работники Организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию Программы.
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу III пункта 3.6. Требования к финансовым условиям определяют закрепление на уровне Стандарта обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению выполнения кадровых требований и требований к предметно-развивающей среде, и обязательства муниципалитета по финансовому обеспечению организации реализации Программы в учреждениях. При этом подробное распределение региональных и местных обязательств разъясняется письмом Минобрнауки России от 1 октября 2013 г
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей ( Данная статья Стандарта в соответствии с положениями Закона не допускает использование целевых ориентиров дошкольного образования для непосредственной оценки реальных достижений детей).
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.5. В пункте содержится запрет на использование целевых ориентиров для решения ряда управленческих задач. Контроль за образовательной деятельностью в рамках реализации Программы в Организации осуществляется не за образовательными результатами детей, а за условиями ее реализации, которые и способствуют достижению детьми определенных образовательных результатов.
Комментарии к ФГОС ДО Комментарии к разделу IV пункта 4.7. Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (Под школьной готовностью подразумевается мотивационная и психологическая готовность – т.е. стремление и желание ребенка учиться, которые сопровождаются рядом других предпосылок учебной деятельности).
профессиональная компетентность педагогов ДОО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
Кто мы? / «нестандартные педагоги» Kindergдrtnerinnen, буквально - детские садовницы Садовницы Специалистки-дошкольницы Фребелички Воспитательницы Воспитатель (детского сада) Работник дошкольного образования
коллизии Формально педагог - дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.
Обобщенные трудовые функции Пед деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного …. образования Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность
разделнаименованиекомментарий I. Общие сведения. Группа занятий Персонал дошкольного воспитания и образования Законодательно – воспитание (уход и присмотр) и обучение (ФЗ РФ «Об образовании в РФ»)
разделнаименованиекомментарий II. Описание трудовых функций А) Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательног о процесса Общепедагогичес кая функция. Обучение. Воспитательная деятельность. Развивающая деятельность Законодательно – образовательная деятельность или обязанности по обучению, воспитанию обучающихся
разделнаименованиекомментарий III. Характеристика обобщенных трудовых функций Приоритеты / ранги Обучение Воспитание Развитие 29/16 29/20 28/24
Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ) Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ)
Развитие профессионально значимых компетенций Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе Создание позитивного психологического климата в группе Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация конструктивного взаимодействия детей Организация конструктивного взаимодействия детей Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Необходимые умения Организовывать виды деятельности Организовывать виды деятельности Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Модель субъекта в профессии Кто я? Где я? И Что я здесь делаю?
Мое любимое животное
КТО Я ПЕДАГОГ (ВОСПИТАТЕЛЬ) – это
Воспитатель - это Воспитатель – человек, который научился работать с 30 детьми…и….. Воспитатель – человек, который балансирует между профессиональным заболеванием и …. Воспитатель – человек, который вынужден часто «выходить» из себя и …
THE giraffe TEST
Подумай и реши 1. Как засунуть жирафа в холодильник?
2. Как засунуть в холодильник слона? Подумай и реши
3. Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все…..кроме одного. Что это за зверь?
4. Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете?
Как засунуть жирафа в холодильник? Вопрос 1: Как засунуть жирафа в холодильник? Правильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда жирафа, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, нет ли у вас склонности выискивать чересчур сложные решения для простых задач. Вопрос 2: Как засунуть в холодильник слона? Неправильный ответ: Открыть холодильник, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Правильный ответ: Открыть холодильник, вынуть оттуда жирафа, засунуть туда слона, закрыть холодильник. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы при принятии решений учитывать последствия ваших предыдущих действий. Вопрос 3: Лев созвал всех зверей на собрание. Явились все, кроме одного. Что это за зверь? Правильный ответ: Это слон. Он же в холодильнике, помните? Этот вопрос проверяет вашу память. ОК. Даже если вам не удалось правильно ответить на предыдущие три вопроса, у вас все же остался шанс показать, на что вы способны. Вопрос 4: Вам нужно пересечь широкую реку, которая кишит крокодилами. Как вы это сделаете? Правильный ответ: Вплавь. Ведь крокодилы-то все на собрании у льва. Этот вопрос позволяет выяснить, способны ли вы учиться на собственных ошибках.
ГДЕ Я РЕБЕНОК- это
«нестандартные дети» 1. Агрессивные 2. Гиперактивные 3. «Домашние» 4. Избалованные 5. «Чбд» 6. Трудные 7. Непослушные 8. «Одаренные» 9. Замкнутые, вялые 10. Педагогические запущенные
ГДЕ Я РЕБЕНОК- это активно растущая и развивающаяся личность, способная познавать мир и себя в нем с помощью взрослого
И ЧТО Я ЗДЕСЬ ДЕЛАЮ
Зачем я, имярек, работаю в должности…. в……. учреждении?
И ЧТО Я ЗДЕСЬ ДЕЛАЮ Вся деятельность педагога выстраивается как удовлетворение сиюминутных, спонтанных, актуальных потребностей ребенка
МИССИЯ (ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ) (ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ)ПЕДАГОГА
Перестать быть нужным ребенку Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя стать вам ненужным...(Н.А. Римский-Корсаков)
Вызовы образовательной деятельности (деформации педагога) Вербализм Дидактизм Педантизм Недостаток эмоциональной регуляции Недостаток рефлексии Чрезмерно развитая фантазия Синкретизм и эклектизм мышления
Основа образовательной деятельности : образовательная программа дошкольного образования
Приказ Минобрнауки России от N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России N 33335, опубликовано , вступил в силу: 30 августа 2014 г.)
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Примерные программы рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
и/или? Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования
Рождение программы реестрв течение 5 рабочих дней операторув течение 10 рабочих дней протокол в Мин ОбриНв течение 5 рабочих дней Одобрить/отклонить/доработать заседание советав течение 30 рабочих дней / экспертымесячный срок советВ течение 7 дней / и на сайт fgosreestr.ru разработчики
Особенности проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР ПРИКАЗ от 20 сентября 1988 г. N 41 О ДОКУМЕНТАЦИИ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений: для воспитателей и музыкальных руководителей - план воспитательно- образовательной работы с детьми на день или неделю по их усмотрению. Кроме того, для воспитателей - ежедневное ведение табеля посещаемости детей
Для старшего воспитателя - план работы с воспитателями на месяц или неделю. При этом планирование своей работы воспитатели, музыкальные руководители, старшие воспитатели ведут в произвольной форме. Записи наблюдений за педагогическим процессом старшими воспитателями и заведующими ведутся также в удобной для них форме, и данная документация не является обязательной для представления вышестоящим органам
План действий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования по следующим направлениям: 1. создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечение реализации ФГОС ДО; 2. создание организационного обеспечения реализации ФГОС ДО; 3. создание кадрового обеспечения введения ФГОС ДО; 4. создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС ДО; 5. создание информационного обеспечения введения ФГОС ДО
Технология проектирован ия на основе требований ФГОС. – М. : Академкнига, 2014.
Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации (в схемах и таблицах). М. : Пед.общество России, – 96 с.
Интеграция основных компонентов дошкольного образования: Практикум. – М. : Сфера, – 128 с.
При разработке ООП используются следующие документы: -ФГОС -- Примерная ОП ДО (сайт ФИРО) - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Порядок организации и осуществления….. - Сан ПиН - региональные (муниципальные) программы развития системы образования
Стратегия внедрения ФГОС/ организации образовательной деятельности Целеполагание (цель) Целедостижение (содержание и технологии) Целеизмерение (целевые ориентиры, педагогическая диагностика) Проблема: отсутствие цели вариативность средств неопределенность результата
Тактика Ставим цель Реализуем задачи …измеряем условия (обеспечения реализации требований ФГОС)
Стратегия разработки ОП в соответствии (требование) с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом (пожелание?) соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования («Об образовании в Российской Федерации», «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»)
Должны быть (что есть) Положение о реализации ФГОСа дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России от N <О необходимости проведения ряда мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ) Методические рекомендации по реализации ФГОСа дошкольного образования (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования; Письмо Федеральной службы по контролю в сфере образования и науки (Рособрнадзора) / от ; Комментарии к ФГОС дошкольного образования. Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года ) Примерные общеобразовательные программы дошкольного образования
Базовая часть Часть участников ОП / ОВЗ описание материально-технического обеспечения Программы цели, задачи принципы традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня планируемые результаты освоения программы особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик особенности организации развивающей предметно-пространственной среды описание образовательной деятельности особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Базов ая часть Часть участников ОП \ ОВЗ подходы к формированию Программы распорядок и /или режим дня значимые для разработки и реализации Программы характеристики методическое обеспечение средствами обучения и воспитания описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей способы и направления поддержки детской инициативы
описание материально-технического обеспечения Программы 2129 цели, задачи 110 принципы 2781 традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня 15 планируемые результаты освоения программы 5 особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 9 особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 16 описание образовательной деятельности 6 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 11 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 7 подходы к формированию Программы 3 распорядок и /или режим дня 14 значимые для разработки и реализации Программы характеристики 4 методическое обеспечение средствами обучения и воспитания 13 описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 8 способы и направления поддержки детской инициативы 10
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Подходы к построению ОП Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно- ориентированный Целедостижение: личностно- деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
Содержательный 1. Модульный принцип организации направлений развития ФГОС ОП РП Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие
2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей) ОД педагога ОД педагога с детьми Виды деятельности ребенка
III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Структура образовательной деятельности задания: 1. определите правильную последовательность элементов столбца 2. найдите парные соответствия (дл каждого элемента столбца в соседних) 3. определите процентную выраженность каждого элемента (от 0 до 100%) Компетенция педагога содержание образования личность ребенка могуопыт осуществления известных способов деятельности действенно- практическая получаюзнаниякогнитивная хочуэмоционально- ценностное отношение аффективно- волевая делаюопыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
Структура образовательной деятельности Компетенция педагога содержание образования личность ребенка Хочу 5-7 % эмоционально- ценностное отношение действенно- практическая Могу 70-80% знаниякогнитивная Делаю % опыт осуществления известных способов деятельности аффективно- волевая Получаю 5-7 % опыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Парадигма Трех З Парадигма Трех П Понял то, что запомнил Запомнил то, что понял Сдать, чтобы забыть Понять, чтобы сомневаться Забыть, чтобы запоминать снова Принять то, в чем сомневаешься
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ Содержание образовательной деятельности
технологии опека присмотр консультирован ие научение упражнение обеспечениепомощь терапия медиация обучение тренинг поддержка сопровождение модерация тьюторство учение самообразовани е фасилитациякоучинг человеко- образование
РЕЗУЛЬТАТ
Конструирование и презентация ОП I. Целевой (1. Цель, 2. Задачи, 3. Подходы, 4. Планируемые результаты) II. Содержательный (1. Модульный принцип организации направлений развития, 2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей), 3. Взаимодействие с семьями) III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Задание Проектирование рабочей программы
шаги Инд.оц Гр.оц Прав.о тв ет Инд. Ош Гр.ош.Лид. критерии результативности тема программы актуальность программы задачи содержание работы Проблема гипотеза сроки реализации программы методологическая база объект / предмет исследования контроль над ходом реализации цель работы исполнители программы принципы реализации технологии реализации содержания программы итого
шаги Инд.оц Гр.оц Прав.о тв ет Инд. Ош Гр.ош.Лид. критерии результативности тема программы 110 актуальность программы 3781 задачи 6 содержание работы 10 Проблема 2 гипотеза 7 сроки реализации программы 13 методологическая база 8 объект / предмет исследования 4 контроль над ходом реализации 15 цель работы 5 исполнители программы 14 принципы реализации 9 технологии реализации содержания программы 11 итого
рабочая программа педагога состоит буквально из шести страниц Первая страница – титульный лист или обложка, на которой отражена следующая информация: название программы, наименование учреждения, сведения о разработчиках, утверждении и реализации рабочей программы. Вторая страница – это пояснительная записка - где педагог поясняет назначение и адресат программы, мотивы и истоки ее создания, основания разработки и направления реализации. Третья страница рабочей программы – цель и задачи образовательной деятельности, направления и содержание работы с детьми, родителями, педагогами.
Четвертая страница рабочей программы – технологии организации образовательной деятельности в соответствии с содержанием дошкольного образования, спецификой группы дошкольной образовательной организации и особенностями деятельности педагога. Пятая страница содержит информацию о планируемых результатах освоения программы, способах их оценки и коррекции возможных отклонений. Основной акцент должен быть сделан на образовательных достижениях ребенка и профессиональной успешности педагога как взаимосвязанных показателей эффективности реализации рабочей программы. Шестая страница может содержать методические рекомендации для детей, родителей и педагогов по организации образовательной деятельности по освоению образовательной программы дошкольного образования в конкретной группе, в деятельности конкретного педагога и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей. Следует отразить и направленность рабочей программы на помощь и консультативную поддержку семьи, воспитывающей ребенка. Это могут быть рекомендации по организации самостоятельной деятельности ребенка дома и по организации совместной деятельности ребенка и родителей в процессе освоения образовательной программы.
В приложениях к рабочей программе педагог может отразить особенности планирования образовательной деятельности, методические материалы по организации взаимодействия с другими специалистами в ДОО, конспекты мероприятий, наглядно демонстрирующие ход и промежуточные результаты реализации рабочей программы.
Целевой 1. Цель ФГОСОП развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
2. Задачи ФГОСОП 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования различных уровней 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6) формирование общей культуры личности детей
3. Подходы к построению ОП Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно- ориентированный Целедостижение: личностно- деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
4. Планируемые результаты Модель личности и деятельности выпускника (с опорой на целевые ориентиры)
5. Взаимодействие с семьями обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Логика интеграции специалистов Общепрограммная цель и задачи Цели и задачи специалиста в рамках общепрограммных Реализуемое содержание Конкретизация содержания в рамках своей деятельности Результативный/ оценочный блок Предполагаемое участие в мониторинге
Интеграция специалистов
Система планов
Общий план (тематический)
План интеграции образовательной деятельности (по организации: времени и месту проведения)
Фасилитативные технологии в работе с семьей
Итоговый слайд Проблемы Проекты Результаты Рекомендации
проблемы… формализм (новые формы); измеряемый количественными признаками (проведено…мероприятий, замотивировано…родителей и т.д.) кризис доверия (пустые «почты доверия»: «Что она (воспитатель) может сделать с моим ребенком (30 детьми), пока я (родитель) на работе?!»; «Я вчера не была на собрании, сколько я Вам должна?» несовпадения позиций («мы» детский сад и «они» родители; «я» родитель и «они» воспитатели)
фасилитация притча: Родительское собрание в ДОО напоминает секту : все молча слушают одного человека, потом безропотно сдают деньги и в задумчивости, под покровом ночи, поодиночке расходятся по домам Вопрос: Каковы типичные ошибки в работе с семьей? Сформулируйте правила фасилитации (преодолев три критические ошибки)
РАЗВИТИЕ фасилитации 1 этап (уровень) традиционного воздействия (субъект- объектные отношения): S O как назвать сопряжение?) – без противопоставления «Мы – они» Первая тема (родительское собрание)
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 2 этап (уровень) переходного воздействия (субъект-объект- субъектные отношения): S O (S 1 )
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 3 этап (уровень) ответного воздействия (субъект- объектные отношения): S O (S 1 ) Вторая тема родительского собрания
РАЗВИТИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 4 этап (уровень) взаимовоздействия (субъект- субъектные отношения): (O 1 ) S O (S 1 ) третья тема родительского собрания
ЦЕЛЬ Стать ненужным родителю Задание: (напишите формулу самостоятельного родителя )
5 этап: Формула самоуправления S O Четвертая тема родительского собрания
Содержание фасилитации Принятие цели – общая цель = разделенная цель
СТРАТЕГИИ фасилитации Стратегии взаимодействия Детского сада ДОУ 7 я ДОУ 7 я Р Ребенка Родителей Р Р
ПРОБЛЕМЫ Технология получения результата Детский сад может, но не хочет; ДОУ 7 я ДОУ 7 я Р Взаимные обвинения (родители- педагоги-) Ребенок – заложник (не) сложившихся отношений семьи и ДОУ родители хотят, но не могут Р Р
идеи Вынужденная активность родителей СВОБОДА (ДЕЙСТВИЙ) РЕБЕНКА Вынужденная пассивность педагогов 100 %
Проекты фасилитации Мы работаем с семьей для ребенка Мы воздействуем на семью через ребенка Мы воздействуем на ребенка через семью Как воздействует на нас семья: агенты влияния – КТО ОНИ ?
узнавание выявление затруднений и постановка проблем Родители глазами педагогов Педагоги глазами родителей 1. … … 10.
Ознакомление Распределение обязанностей (детский сад «должен» в силу договора; родители «обязаны» в силу статуса) Педагоги должны Родители обязаны 1. … … 10.
Закрепление Проект « почта » «Почта родительского гнева» «Почта родительского недоверия» «Почта анонимных обращений родителей» «Адресная почта (вопросы родителей к конкретным специалистам)» «Почта родительского счастья» «Благодарности родителей» «Родители недоумевают, почему....», «Почта родительских идей (предложений, пожеланий» и т.д.
проект «Приемная»\педагоги Персональная информация о педагогах Компетенция педагогов Дополнительная (текущая) информация Ф.И.О., фотография Кратко: из должностных инструкций (не более 10) Обращения к педагогам Стаж, квалификация Объявления для родителей Образование Новости и события Повышение квалификации Задания, просьбы и др. Достижения, заслуги Миссия, девиз
проект «Приемная»\родители Персональная информация о родителях Обязанности родителей Дополнительная (текущая) информация Ф.И.О., фотография Дом., раб. тел Кратко: по функциям родителей (не более 10) Обращения к педагогам Место работы, должность Объявления для родителей Место работы, должность Новости и события Миссия, девиз Задания, просьбы и др.
проект «Приемная»\дети Персональная информация о детях Права ребенка Дополнительная (текущая) информация Ф.И.О., фотография Кратко по Конвенции, с опорой на компетенции педагога и обязанности родителей (не более 10) События в группе (достижения, происшествия и т.д.) Миссия, девиззона успешности ребенка Новости и события Задания, просьбы и др.
применение Предоставление родителям возможности участия в жизни ребенка в ДОО Родители списочно Помощь группе 1. … 31.
применение Предоставление родителям возможности участия в жизни ребенка в ДОО Родители списочно Роли в группе 1. … 31.