От формативного оценивания к эффективным результатам тестов Файзиддин Ниёзов – специалист по повышению квалификации учителей и оценке USAID/QLP
Могут ли приёмы формативного оценивания влиять на результаты суммативных тестов? На основе своих исследований Поул Блек и Дилан Уиллямс утверждали (Inside Black Box, October 1998), что использование методов и приемов формативного оценивание способствует достижению эффективных результатов в образовательном процессе. Формативное оценивание предоставляет ученику и учителю возможность оценить процесс обучения, внеся изменения в достигнутые результаты. Эти изменения помогут ученикам перейти на более высокий уровень путем анализа своих учебных достижений. Приемы формтивного оценивания, такие как установка целей и критериев, обзор, эффективная стратегия постановки учебных задач и вопросов, самооценка и взаимооценка безусловно подготавливают ученика к итоговым тестам или вступительным экзаменам или тестам. Многие ВУЗ-ы в Таджикистане используют метод тестирования в качестве вступительных экзаменов. Этот метод не практикуется на школьном уровне, это означает, что многие выпускники встречаются с тестами только при поступлении в ВУЗ-ы. Любые изменения в стратегии оценки при поступлении ВУЗ-ы или изменения стратегии оценки знаний и достижении на школьном уровне должны соответственно отражаться на этих уровнях.
Формативное оценивания в основном направлен на самообразование путем самооценки, анализа и выводов. Что безусловно требует мышления высшего порядка. Бенжамин Блум в таксономии учебных целей определил шесть уровней мышления: Влияние формативного оценивания на концепцию тестирования Запоминать 1 Понимать 2 Применять 3 Анализировать 4 Оценивать 5 Творить 6 Три уровня - (1) запоминать (2) понимать (3) применять были определены как уровень мышления низкого порядка, а три других уровня – (4) анализировать (5) оценить (6) творить – уровни мышления высшего порядка. Соответственно, если формативное оценивание определяется в качестве основной стратегии оценивания на школьном уровне, вступительные или любые суммативные тесты должны оценить все уровни мышления.
Тестовые задания на более низких уровней мышленияТестовые задания на более высших уровней мышления Что такое имя прилагательное?Какую роль играет имя прилагательное в речи? Когда родился Абуабдулло Рудаки? Что могло стать причиной ослепления Рудак и ? Назовите 10 деванов (министерств) государства Саманидов.Чем отличается структура правления государства Саманидов от нынешнего правления? Анализировав тестовые задания и вопросы многих вступительных и других суммативных тестов на школьном уровне в Таджикистане, можно прийти к выводу, что в них широко используются задания и вопросы оценивающих наиболее низкие уровни мышления. В большинстве случаев проверяется запоминание той или иной информации. Учебные задачи и вопросы при формативном оценивании охватывают практически все уровни мышления. Поэтому, тесты должны содержать вопросы и задания для оценивания всех уровней мышления, особенно высшего порядка. В таблице приведены несколько примеров тестовых заданий и вопросов: Безусловно, составления вопросов и задач на основе таксономии учебных целей Блум, особенно отражения мышления высшего порядка, требуют соответствующих навыков. Такие тесты, также нуждаются в особом подходе анализа и выводов.
Что нужно делать для развития навыков мышления высшего порядка? Навыки мышления высшего порядка должны быть частью учебного процесса и программы; Учащимся необходимо предоставлять помощь в процессе работы – формативное оценивание является инструментом такой помощи; Учащиеся должны нести ответственность за осознанный выбор путей мышления высшего порядка как часть обычного учебного процесса; Учащихся необходимо поощрять к оценке собственного мышления; Выбор тем и тематических направлений, требующих применения навыков мышления высшего порядка, является критически важным при составлении программ, планов и в итого тестов и других экзаменов.
Что можно сделать на школьном уровне? Как уже было упомянуто, в последнее десятилетие вступительные экзамены в большинстве ВУЗ-ах Таджикистана проводятся путем тестирования, а школы все еще практикуют традиционные устные и письменные экзамены. Необходимо внедрение тестирования на школьном уровне для уменьшения уровня не соответствия между школьными и вступительными экзаменами. Формативное оценивание играет большую роль в подготовке учеников к тестам, поскольку ежедневная обратная связь с учебными достижениями дает возможность ученикам делать выводы о своей учебы и принимать нужное решения для улучшения результатов. Разработка критериев оценки достижений учащихся по образовательным стандартам, также способствуют внедрению формативного оценивания и суммативного тестирования и сокращают разрыв между содержанием школьных и вступительных (университетских) экзаменов и тестов, поскольку разработчики вступительных тестов могут взять эти критерии за основу. Повышения навыков учителей по разработки тестовых задач и вопросов и их анализа (для формативных целей) должны стать частью курсов повышения квалификации учителей и куррикулум высших педагогических учебных заведений. Разработка и внедрения дополнительных учебных материалов, такие как, тест по математике для 5-6 классов, тест по биологии для классов итд.
Некоторые выводы Тестовые задания должны быть нацелены на раскрытие навыков мышления высокого порядка, т.е. анализа, оценки и творения; Вступительные тесты должны соответствовать государственным стандартам общего образования; Внедрения формативного оценивания для повышения эффективности оценивания и обучения; Внедрения тестирования в учебную программу школьных предметов; Повышение навыков учителей по разработке тестов и их анализа; Разработка учебных материалов по тестированию отдельных предметов.
Спасибо за внимание!