Итоги мониторинга универсальных учебных действий обучающихся начальной школы гимназии Заместитель директора по начальной школе МАОУ гимназии 7 им. св.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Advertisements

Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе. Учитель начальных классов МБОУНОШ 3 Антоновская Елена Владимировна.
Технология формирования и контроля метапредметных универсальных учебных действий на примере курса Т. В. Меркуловой «Учимся учиться и действовать» Дудкина.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» г. Югорска ХМАО-Югры 2013 г. Горобец Ольга Александровна,
Оценка метапредметных результатов в начальной школе Выполнили : Соколова Л.Г. Козлова Е.В. Гусева Т.Л.
Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС НОО Ступина Наталия Владимировна заместитель директора.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Educa te ipsum! Воспитай самого себя! То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование Ралф Эмерсон.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Транксрипт:

Итоги мониторинга универсальных учебных действий обучающихся начальной школы гимназии Заместитель директора по начальной школе МАОУ гимназии 7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского И. В. Позднякова

Мониторинг в образовании – это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления и позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Предмет мониторинга – метапредметные УУД

Цель мониторинга – отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1–4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. Задачи: - выявление уровня сформированности универсальных учебных действий (общеучебных действий и компетенций) учащихся начальной школы; - прогнозирование оптимальных путей развития универсальных учебных действий; - определение степени готовности учителей начальных классов к реализации требований ФГОС НОО и ее корректировка.

Инструмент мониторинга – специальные диагностические работы, которые созданы в рамках Образовательной системы «Школа 2100» и выпущены издательством «Баласс» на бумажных носителях: задания по отдельным универсальным учебным действиям; комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД. Данная диагностика включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырех вариантах. Первая работа включает задания на выявление метапредметных и личностных результатов. Вторая работа носит интегрированный характер: она дает возможность проверить все три группы результатов (предметные, метапредметные и личностные). Варианты обеих работ одинаковы по трудности, но не идентичны по содержанию.

Выполнение каждого задания в диагностических работах ОС «Школа 2100» состоит из нескольких действий. Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него). Описание этого состояния словами – это качественная оценка. Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка. Как оцениваются диагностические работы по УУД в ОС «Школа 2100»?

Ниже базового уровня – 0-50% Базовый уровень – 51-70% Повышенный уровень «хорошо» – 71-84% Повышенный уровень «отлично» – % Уровни сформированности УУД.

Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу. Результаты диагностики анализируются как по вертикали,так и по горизонтали и делаются определенные выводы. Обработка и анализ результатов

Таким образом, мониторинг сформированности метапредметных УУД позволяет увидеть личный прогресс каждого ученика и дает возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также помогает скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; помогает определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволяет увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей). Вывод

В учебном году в мониторинге участвовали 18 начальных классов (487 человек): 9 начальных классов в здании на ул. Рахманина, 4 (244 уч-ся), 9 классов – на ул.Пирогова, 14 а (243 уч-ся). 1 классы – 4 (109 уч.) 2 классы – 5 (132 уч.) 3 классы – 4 (111 уч.) 4 классы – 5 (135 уч.)

Класс количество человек работу выполняли Базовый уровень в % Ниже базового в % Выше базового в% Высокий 1 класс (38%)4 (4%)33 (33%) 27 (25%) 2 класс (30%)7 (6%)39 (33%) 37 (31%) 3 класс (12%)29 (27%)33 (29%) 25 (23%) 4 класс (16%)5 (4%)30 (22%) 69 (51%) Общие результаты мониторинга сформированности УУД учащихся начальной школы гимназии, осваивающих ФГОС НОО за учебный год

Уровень сформированности УУД - ниже базового Характеризуется слабым удержанием учебной задачи, умением воспринять информацию только фрагментарно, выделить только несущественные факты, построить простейшее умозаключение, решить одну простейшую задачу Данный уровень препятствует успешному обучению на этапе основной школы 4% учеников 4-х классов показывают результаты этого уровня

Уровень сформированности УУД – базовый Характеризуется умением удерживать учебную задачу, воспринимать информацию целостно, определять существенные связи, частично осуществлять действие самоконтроля, находить некоторые ошибки, анализировать и составлять простейшие модели объектов и явлений Данный уровень является удовлетворительным и достаточным для освоения обучающимся программы основной ступени образования 16 % учащихся демонстрируют данный уровень

Уровень сформированности УУД выше базового Характеризуется умением удерживать учебную задачу, планировать ее выполнение, осуществлять поиск и преобразование информации, выполнять действия моделирования, осуществлять спектр логических действий, включая анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение существенных связей Обучающийся умеет определять простейшие причинно- следственные связи, находить ошибки и устанавливать некоторые причины их появления. Данный уровень является оптимальным для освоения обучающимся программы основной ступени образования 22% учащихся продемонстрировали данный уровень

Высокий уровень сформированности УУД характеризуется способностью принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач и действия моделирования, уметь строить логическое рассуждение, устанавливать причинно- следственные связи, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение и классификацию, выделять и фиксировать нужную информацию, объяснять и доказывать факты Данный уровень является наиболее благоприятным для освоения обучающимся программы основной ступени образования и развития интеллектуального и творческого потенциала личности 51% выпускников продемонстрировали данный уровень

Динамика результатов сформированности универсальных учебных действий учащихся 2 классов за два учебных года. Уровень Количество обучающихся (в процентах) с данным уровнем сформированности УУД класс класс Низкий – до 50% (обучающиеся не достигли базового уровня) 8%6% Базовый от 51% до 70%32%30% Выше базового – от 71 до 84 % 31%33% Высокий – от 85 до 100 %29%31%

Динамика результатов сформированности универсальных учебных действий учащихся 3 классов за три учебных года. Уровень Количество обучающихся (в процентах) с данным уровнем сформированности УУД класс класс 2013 – класс Низкий – до 50% (обучающиеся не достигли базового уровня) 34%30%27% Базовый от 51% до 70%58%50%12% Выше базового – от 71 до 84 % 8%20%29 % Высокий – от 85 до 100 % 23%

Динамика результатов сформированности универсальных учебных действий учащихся 4 классов за четыре учебных года Уровень Количество обучающихся (в процентах) с данным уровнем сформированности УУД классы классы классы 2013 – классы Низкий – до 50% (обучающиеся не достигли базового уровня) 28%24%16%4% Базовый от 51% до 70% 51%50%18%16% Выше базового – от 71 до 84 % 29%26%24 %22% Высокий – от 85 до 100 % 23%51%

Некоторые общие выводы: Результаты, продемонстрированные первоклассниками, оптимистичны. Обучающиеся успешно освоили программу 1 класса в части требований к метапредметным результатам. Динамика по результатам мониторинга обучающихся 2-4 классов положительная. Среди 2-4 классов сохраняется тенденция увеличения количества учащихся, демонстрирующих базовый уровень сформированности универсальных учебных действий и уменьшения количества детей, имеющих уровень сформированности действий ниже базового. При этом количество обучающихся, имеющих уровень сформированности УУД выше базового увеличивается.

Познавательные УУД Коммуникативные УУДРегулятивные УУДЛичностные УУД 2 класс 3 класс 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс 2 класс 3 класс 4 класс 4 а б в г д Средний показать ль по гимназии Средний показать ль по России Диагностика метапредметных и личностных результатов 4 классов Из сводной таблицы видно, что процент успешных решений у четвероклассников выше общероссийского уровня при выполнении заданий, выявляющих сформированность у учащихся УУД.

Диагностика метапредметных и личностных результатов 3 классов классы Познавательные УУД Коммуникативн ые УУД Регулятивные УУД Личностные УУД 1 кл. 2 кл. 3 кл. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 2 а б в г Средний показатьль по гимназии Средний показатьль по России Из сводной таблицы видно, что процент успешных решений у третьеклассников выше общероссийского уровня при выполнении заданий, выявляющих сформированность у учащихся УУД.

Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 3,4-х классов УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Познавате льные УУД 3-и классы 1 Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи 2. Делать выводы на основе обобщений. 1. Определять какая информация нужна для решения задачи 2. Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций. 3. Сравнивать и группировать явления. 4. Представлять информацию в виде таблиц, схем,диаграмм. 5. Определять причины явлений и событий 4-е классы 1. Определять какая информация нужна для решения задачи 2. Отбирать источники информации, необходимые для решения задачи 3. Сравнивать и группировать факты и явления. 4. Определять причины явлений и событий 5. Делать выводы на основе обобщений. 6. Представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. 1. Извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций

Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 3,4-х классов УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Коммуни кативны е УУД 3-и классы 1. Вычитывать информацию, данную в явном виде 2. Объяснять смысл слова 3. Понимать смысл текста в целом 1. Вычитывать информацию данную в неявном виде 2. Истолковывать текст через творческий пересказ 4-е классы 1. Объяснять смысл слова 2. Понимать смысл текста в целом 3. Истолковывать текст через творческий пересказ 1. Вычитывать информацию,данную в явном и неявном виде

Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 3,4-х классов УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Регуляти вные УУД 3-и классы 1. Проверять и оценивать результаты работы 1. Составлять план действий 2. С верять действия с целью,находить и исправлять ошибки. 3. Самостоятельно формулировать цель деятельности. 4. Действовать по плану 4-е классы 1. Самостоятельно формулировать цель деятельности. 2. Действовать по плану 1. Составлять план действий 2. С верять действия с целью,находить и исправлять ошибки. 3. Проверять и оценивать результаты работы

Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 3,4-х классов УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Личностн ые УУД 3-и классы 1. Определять поступок как неоднозначный 1. Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей 2. Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей 3. Определять важные для себя и окружающих правила поведения 4. Отделять оценку поступка от оценки самого человека 5. Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам 4-е классы 1. Определять поступок как неоднозначный 1. Оценивать поступки с позиции нравственных ценностей. 2. Объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей. 3. Определять важные для себя и окружающих правила поведения 4. Отделять оценку поступка от оценки самого человека. 5. Выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам.

Диагностика метапредметных и личностных результатов 2-х классов Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностн ые УУД комплекснаяинтегрированная комплекснаяинтегрированная 1 клас с 2 класс 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 1 класс 2 класс 2 а не оцен. 2 б в г д Средн ий показат ель по гимнази и Второклассники выполнили все задания значительно лучше предыдущей работы (в конце первого класса). Из таблицы видно, что наиболее высокие проценты успешного решения заданий, выявляющих сформированность познавательных и регулятивных УУД.

Диагностика метапредметных и личностных результатов 1-х классов Познавательные УУД Коммуникативные УУДРегулятивные УУД Личностные УУД компле ксная интегрир ованная комплекс ная интегриров анная комплексная интегрированн ая не оценив. 1 а б в г Средни й показат ель по гимназ ии

Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 1,2-х классов УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Познават ельные УУД 1-е классы 1. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух или более признаков. 1. Умение определять истинные и ложные высказывания. 2-е классы 1. Находить закономерности в расположении фигур по значению двух или более признаков. 2. Умение устанавливать последовательность в быту, в сказках. 3. Умение наблюдать и делать самостоятельные выводы 1. Умение определять необходимую для решения задачи информацию

УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Коммуни кативные УУД 1-е классы 1. Умение договариваться. 1. Умение извлекать из текста информацию и использовать её ля решения коммуникативной задачи. 2-е классы 1. Умение искать информацию, пояснять (аргументировать) своё решение. 1. Умение извлекать информацию из текста и использовать её для формулирования своей позиции, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме. Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 1,2-х классов

УУДкласс Сформированы УУД на достаточном уровне УУД, требующие коррекции Регулятивн ые УУД 1-е классы 1. Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства. 1. Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции. 2-е классы 1. Умение выбирать необходимые для решения конкретной задачи средства. 2. Умение ставить цель деятельности. 3. Умение контролировать соответствие учебных действий данной инструкции 1. Умение планировать учебную деятельность на уроке. Личностные УУД 1-е классы Не оцениваются Анализ результативности школьной диагностики общеучебных умений учащихся 1,2-х классов

1. Умение сохранить учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи. 3. Умение определять наиболее эффективные способы достижения результата в соответствии с поставленной зада­чей и условиями ее решения. 4. Умение планировать последовательность учебных дей­ствий в соответствии с поставленной задачей. 5. Умение самостоятельно осуществлять контроль учеб­ной деятельности. 6. Умение оценивать учебные действия, применяя различ­ные критерии оценки. 7. Умение самостоятельно вносить необходимые дополне­ния и коррективы в учебное действие на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. 8. Умение осознавать способы действий, приведших к ус­пеху или неуспеху. ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Регулятивные УУД

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1. Умение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков. 2. Умение осуществлять логическое действие синтез. 3. Умение осуществлять логическое действие сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериям. 4. Умение осуществлять логическое действие класси­фикация по заданным и самостоятельно выбранным кри­териям. 5. Умение осуществлять логическое действие обобщение. 6. Умение устанавливать аналогии. 7. Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений. 8. Умение строить простые рассуждения на основе под­водящей информации (индуктивное умозаключение). Познавательные УУД

ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9. Умение строить простые рассуждения на основе под­водящей информации (дедуктивное умозаключение). 10. Умение подводить под понятие на основе распознава­ния объектов, выделения существенных признаков и их обобщения. 11. Умение давать определение понятиям на основе на­чальных сведений о сущности и особенности объектов, про­цессов и явлений. 12. Умение использовать знаково-символические сред­ства для создания моделей изучаемых объектов/процессов для решения задач. 13. Умение находить существенные связи между меж­предметными понятиями, систематизировать и обобщать по­нятия. 14. Умение обобщить текстовую информацию и отнести ее содержание к известным понятиям, представлениям, точ­кам зрения. 15. Владение поисковыми и творческими способами ре­шения учебных и практических проблем. 16. Умение оценить информацию с точки зрения ее целе­сообразности в решении познавательной или коммуникатив­ной задачи. 17. Умение соотносить материальные и информацион­ные ресурсы образовательной среды с предметным содержа­нием. Познавательные УУД

1. Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации. 2. Умение формулировать точку зрения. 3. Умение аргументировать свою точку зрения (в комму­никативной ситуации). 4. Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений. 5. Умение определить общую цель и пути ее достиже­ния. 6. Умение ориентироваться на точку зрения других лю­дей, отличную от своей собственной, в учебной коммуника­ции. 7. Умение договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности. 8. Умение адекватно оценить поведение окружающих (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения совместной учебной задачи. 9. Умение адекватно оценить собственное поведение (на основе критериев, заданных взрослым) в ходе решения сов­местной учебной задачи. Коммуникативные УУД ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Мониторинговые исследования, связанные с отслеживанием формирования УУД, дают положительную динамику, что говорит о целесообразности дальнейшей работы в данном направлении. Анализ результатов по трем группам универсальных учебных действий позволил выделить следующие тенденции: -наблюдается увеличение показатьля сформированности регулятивных универсальных учебных действий от 1 к 4 классам; -прослеживается слабый рост показатьля сформированности познавательных универсальных учебных действий за 4 учебных года; - наблюдается значительное увеличение показатьля сформированности умений работать с информацией. Показатель по данной группе УУД выше, чем по регулятивным и познавательным действиям. Вывод