Методический семинар: Современные технологии в работе с одарёнными детьми Выполнила: Ондар Олимпия Сенгииевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Дус-Дагская средняя общеобразовательная школа Овюрского кожууна»
Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться. Сократ.
Актуальность темы В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт. На сегодняшний день в нашей школе принята работать по ФГОС. Предпочитаю работу с одаренными детьми. Именно на таких детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.
Основные проблемы в организации работы с одарёнными детьми Отсутствие у педагогов знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии; Ориентация школы на «уравнение» под «среднего» без прогноза на индивидуальное развитие; Функционально- целевая направленность школы в плане развития интеллекта.
Цель семинара: создание необходимых методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.
Одарённость - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.
Компоненты одарённости Конкретность мышления и способность к абстракции Способность к логическому мышлению Способность к рассуждению, обобщению объектов и их отношений, выделению главного, способность к классификации Быстрота и точность выполнения умственных операций Гибкость мыслительных процессов, способность к перестройке мыслительного процесса
Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Способы развития одарённости на уроке Делегировать часть преподавательских полномочий одарённым детям Устанавливать причинно- следственные связи между языковыми явлениями Готовить дополнительную информацию по теме, предлагая различные источники информации Обнаруживать скрытые зависимости и связи
Способы развития одарённости на уроке. Построение гипотез. Составление творческих заданий разного типа Работа в роли руководителя группы или эксперта Формулировка выводов учащимися Интегрирование и синтез информации (таблицы, схемы)
Формы работы с одарёнными детьми Олимпиады по предметам; Научно-практические конференции; Выступления и доклады; Активная внеклассная работа; Предметные недели; Вечера, конкурсы, викторины и многие другие. 1. Урочная 2. Внеурочная
Инновационные технологии и методики Технологии проблемного обучения. Исследовательские и проектные методы обучения Технология развития критического мышления ИК- технологии (ЭОР) Технология продуктивного чтения Ожидаемые результаты Развитие творческой личности учащихся, готовой к решению нестандартных проблем в любой ситуации. Осмысление своей деятельности с позиций ценностного подхода Активные учебные действия, демонстрация навыков работы с информацией в процессе навыков письма Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков Формирование ключевых компетенций личности, ее познавательных и созидательных способностей
Проблемно-диалогический метод обучения. 1. Учитель знакомит с общей идеей (проблемой) урока. 2. Ученики выдвигают гипотезы, идеи. 3. Ученики проводят исследование собирают информацию для своих гипотез. 4. Подтверждают или опровергают гипотезы: 5. Сообщают свою информацию систематизируют материал. 6. Подводят итоги, планируют дальнейшую работу. (в обучении этот метод – лучший, по мнению психологов)
Исследовательские и проектные методы обучения: наличие значимой проблемы; практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов; исследовательская, творческая (самостоятельная, групповая) деятельность; распределение ролей и указание поэтапных результатов; использование исследовательских методов проектирования. Проект «Достопримечательности »
Технология развития критического мышления Вызов –осмысление-рефлексия Методические приёмы Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям Ответы на поставленные вопросы Написание творческих работ (синквейны, пятистишья) Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информаций
ИК- технологии (ЭОР) использование компьютера при подготовке и проведении уроков; использование электронных учебников; использование ресурсов сети Интернет;
Технология продуктивного чтения 1) До чтения текста: – просмотровое чтение Результат: предвосхищение чтения, создание мотива для чтения 3) После чтения текста: – рефлексивное чтение, концептуал. вопросы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста Тексты учебников всех предметов с подтекстом, интригующими названиями и т.п.
Достижения и победы моих ребят в учебной и внеучебной деятельности Муниципальный этап всероссийской олимпиады: гг. Донгак Аэлита (русский язык, победитель) 10 кл гг. Донгак Орлан (русский язык, 3 место) 11 кл. Кертик-оол Сендимаа (русский язык, 3 место) 9 кл. Догак Ангыр-Чечек (литература, 2 место) 10 кл. из детства», Гале
Спасибо за внимание!