Специалист интегративного профиля как педагогическая проблема Руднева Т.И., Соловова Н.В., Николаева С.В.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года. Первая проблема – стратегия непрерывного образования; Вторая – модель выпускника вуза для инновационной экономики.
273-ФЗ от «Об образовании в РФ» Установка на реализацию содержания основных и дополнительных профессиональных программ как интегрированных, равноправных. Подготовка специалиста способного совмещать должностные обязанности за счет интеграции профессиональных функций. Цель профессионального образования, с опорой на принцип интеграции меняет цели общего и дополнительного образования, результат которого представляется готовностью выпускника вуза к адаптации в различные профессиональные сферы.
Контент-анализ универсальных компетенций федеральных государственных образовательных стандартов, Запросов работодателей (социологические исследования Левада-Центр) Характеристик сфер профессиональной деятельности современных специалистов на основе тюнинг-проекта «Настройка образовательных программ». Готовность интегрироваться в сферу инновационной экономики и предпринимательства; в информационное пространство; в сферу межличностного взаимодействия; в пространство профессиональных рисков.
Ценностно-мотивационный компонент готовности к интеграции в смежные сферы деятельности отражает потребность в развитии профессиональных способностей; Межличностный компонент - наличие навыков публичной речи, ведения дискуссии и полемики, способностей проявлять толерантность. Рефлексивный компонент готовности выражается способностями критически оценивать свои действия, стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации, навыками анализа результатов своей деятельности, способностями к эмоциональной и когнитивной регуляции собственного поведения и психического состояния.
Управленческо-предпринимательский компонент готовности ориентирует на освоение знаний основ предпринимательской деятельности, выработку способностей находить способы организационно-управленческого решения и нести за него ответственность, способности анализировать поведение потребителей экономических благ. Инструментальный компонент готовности требует способностей работать с компьютером как средством поиска и переработки информации способностей, к непрерывному освоению информационных технологий и созданию информационных продуктов для новых объектов профессиональной деятельности.
Интеграция в сферу инновационной экономики и предпринимательской деятельности предполагает введение дополнительных программ: «Менеджмент и предпринимательство в профессиональной деятельности»; «Практикум управления организацией». Интеграция в информационное пространство за счет дополнительных программ: «Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий»; «Информационные средства профессиональной деятельности». Сфера межличностного взаимодействия требует освоения таких дополнительных программ, как «Конфликтология» и «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».
По результатам формирующего эксперимента обнаружен рост значений показателей по всем компонентам готовности и доминирующие концепции в структуре готовности: «потребность в развитии профессиональных способностей»; «владение навыками межличностных отношений»; «стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»; «способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность»; «способность к непрерывному освоению информационных технологий».
Спасибо за внимание !