Подготовила педагог дополнительного образования Федотова И.А.
Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
уметь жить; уметь работать; уметь жить вместе; уметь учиться.
Никогда прежде система образования не готовила учащихся к такой динамике изменений, непредсказуемости, сложности, к такому брожению, смятению и отсутствию одного выделенного направления. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение решать проблемы.
Дополнительное образование детей – источник образования, способствующий достижению ключевых компетентностей в различных сферах жизненного самоопределения ребенка.
Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены «ключевые компетентности»
Задача правительственной Стратегии модернизации образования – достижение новых качеств, ключевых компетентностей, позволяющих реализовать выпускников средней школы в условиях информационного общества.
Идеология системы образования ориентируется на высшую ценность – человека, реализующего свой потенциал во взаимодействии с миром. Проходит субъективный подход в обучении, в котором каждый ребенок наделяется правом выбирать и самостоятельно контролировать свою школьную и внешкольную жизнь.
Достижение поставленной цели будет возможно, если будет учтено, что компетентности ребенка формируются не только в школе, но и в системе дополнительного образования детей.
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка – все учащиеся могут стать компетентными. 2. Переформулировка целей образования – развитие личности с помощью индивидуализации обучения. 3. Изменение методов обучения, которые должны формировать компетентности воспитанников. 4. Отказ от традиционных процедур оценивания учащихся и образовательных программ.
Постоянно изменяются; Ориентированы на будущее; Имеют деятельный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями к конкретных областях; Проявляются в умении осуществлять выбор исходя из знаний Себя в конкретной ситуации; Проявляются в мотивации на непрерывную самообразовательную деятельность.
Универсальная компетентность – информационная. Она является основой интеграции всех компетентностей, обеспечивает профессиональную мобильность человека и опирается на универсальное умение работать с разными источниками информации.
Помогает ребенку обучаться; Позволяет выпускникам стать более гибкими, соответствовать запросу работодателей; Помогает быть более успешным в дальнейшей жизни.
1. Пересмотр взглядов на возможности каждого ребенка; педагог должен увидеть каждого ребенка с точки зрения наличия у него уникального набора качеств, важных для успехов. 2. Изменение технологий, методов и форм обучения, которые должны содействовать к выявлению и формированию компетентностей учеников. 3. Изменение позиции педагога, который становится «координатором», а не источник знаний. 4. Создание открытого образовательного пространства, которое наиболее полно соответствует его образовательным потребностям.
Личностная компетентность в сфере взаимодействия учащегося с самим собой, с другими людьми, природой; Социальная компетентность в сфере взаимодействия с обществом; Познавательная компетентность в сфере взаимодействия с социальным и природным миром; Предметно – деятельностная компетентность в сфере взаимодействия с человеческой деятельностью.
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством: технологий обучения; содержания образования; стиля жизни образовательного учреждения; типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.
Проблемное обучение Цель-развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся Сущность-последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Механизм-поисковые методы; постановка познавательных задач
Концентрированное обучение Цель-создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса Сущность-глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Механизм-методы обучения, учитывающие динамику работоспособности обучающихся
Модульное обучение Цель-обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки Сущность-самостоятельная работа обучающихся по индивидуальной учебной программе Механизм-проблемный подход, индивидуальный темп обучения
Развивающее обучение Цель-развитие личности и ее способностей Сущность-ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Механизм-вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированное обучение Цель-создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Сущность-усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт ) Механизм-методы индивидуального обучения
Активное (контекстное) обучение Цель-организация активности обучаемых Сущность-моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности Механизм-методы активного обучения
Игровое обучение Цель-обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Сущность-самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Механизм-игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Обучение развитию критического мышления Цель-обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс Сущность-способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения Механизм-интерактивные методы обучения; вовлечение учащихся в различные виды деятельности; соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта); осмысление; рефлексия
Главной отличительной чертой компетентностного подхода является его деятельностный характер. Ключевые компетентности, которые можно выделить в современном обществе: уметь анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть ответственными, самостоятельными, уметь творить и сотрудничать, работать без постоянного руководства, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения на основе здравых рассуждений. Задача педагога – так выстроить процесс обучения и воспитания, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка, научить его самостоятельно мыслить, привить навыки практических действий.
Благодарю за внимание!