Примерная программа по формированию представлений о системе эталонов цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы). учителя-дефектологи: Головина Т.Н. Ситникова С.В. Липецк 2012 г.
Данная программа была апробирована на базе ДОУ 3 и ДОУ107 г. Липецка. Успешности коррекционно-развивающей программы способствовали: высокая мотивация детей, наличие предметно- развивающей среды в ДОУ и заинтересованность родителей.
Обязательным условием реализации «Программы по формированию представлений о системе эталонов цвета, формы и величины у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» является предметно- развивающая среда.
Особенности реализации коррекционно-развивающей программы У детей с ОВЗ нарушены такие свойства восприятия, как: предметность; структурность; целостность; скорость.
У детей с ОВЗ нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Отсутствует целенаправленность в обследовании объекта Отсутствует планомерность в обследовании объекта
Человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получит как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.
Сенсорные эталоны это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т.д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком. В данной программе, обобщая опыт, мы рассматриваем сенсорные эталоны формы, цвета, величины.
Система эталонов включает в себя основные цвета спектра: -красный -оранжевый -желтый -зеленый -голубой -синий -фиолетовый а также: -серый -коричневый -черный -белый...
Система эталонов включает в себя пять фигур: -круг -квадрат -прямоугольник -треугольник - овал
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей, закрепляются навыки, полученные на коррекционно -развивающих занятиях.
Цель программы: развитие восприятие свойств предметов :цвета, формы, величины. Предмет психокоррекции: свойства восприятия. Объект психокоррекции: дети 4-6 лет с особенностями в развитии. Объем программы: всего 36 занятий, продолжительность занятия минут. Задачи: Развитие сенсорного восприятия, повышение познавательного интереса. Форма работы: индивидуально -подгрупповая.
При формировании восприятия у детей с ОВЗ сенсорных свойств предметов (цвета, формы, величины) используем такие приемы, как: - примеривание, сопоставление путем приложения и наложения; - нахождение по словесной инструкции; - самостоятельный подбор; - самостоятельное называние.
Усвоение названий сенсорных свойств предметов ( цвет, форма, величина) детьми существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования.
Восприятие формы для детей с ОВЗ сложнее, чем соотнесение разноцветных предметов, и осуществляется, в основном, путем проб и ошибок. В одних случаях дети знакомятся с фигурой путем осязания, в других случаях рассматривают её, с тем, чтобы потом найти глазами среди других фигур.
Величина понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим, и маленьким.
В качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других (сериационный ряд)
Величина имеет разные параметры - высоту, длину, ширину, толщину.
Помимо общего определения «большой- маленький» существуют частные: «длинный- короткий» и «широкий-узкий», «высокий-низкий» и «толстый-тонкий».
Овладев системой сенсорных эталонов, ребенок получает возможность сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение.