О Боге троичном в Лицах История догмата Доникейский период Часть 2 25 слайдов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О Боге троичном в Лицах История догмата Доникейский период Часть 1.
Advertisements

Триадология Тема лекции: Тринитарные споры IV столетия: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним
Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.
Триадология Тема лекции: Учение св. Афанасия Великого Духоборчество и полемика с ним.
Творческая работа учащихся (4 класс) по теме: "Христианство"
Мировая религия ХРИСТИАНСТВО - религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов.
Средневековая философия (4 – 15 вв.) Общие характеристики средневековой культуры: 1)приоритет религии (религия доминирует в культуре, преобладание в философии.
Средневековая философия Патристика МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Prezentacii.com.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Христианская философия: общие идеи. План 1. Онтология ХФ 1. Онтология ХФ 2. Гносеология ХФ 2. Гносеология ХФ 3. Аксиология ХФ 3. Аксиология ХФ.
Средневековая философия. Выполнила студентка 4-2 группы Кузнецова Арина Преподаватель: Фураева А.А. Санкт-Петербург 2010 год.
Выполнила студентка Группы Ю-104 Чуева Яна. Христианская этика, или нравственное учение христианства, определяет моральные ориентиры человеческого поведения.
Понятие личности как основания человеческого в человеке.
Философия Ф. Аквинского. Борьба номинализма и реализма в средневековой философии.
Тема урока:. Задачи урока: 1. Формирование представлений об особенностях средневековой философии. 2. Развитие умения самостоятельного построения логических.
Тема: Философия средних веков 1. Проблематика и специфика средневековой философии. 2. Философско-теологическое учение Августина Блаженного. 3. Философские.
ВНИМАНИЕ! Чтобы не прервать анимацию, не переходите к следующему слайду пока не увидите знак «мыши» в правом нижнем углу.
Выполнили студенты ТПУ ИШЭ гр.5 А 83 Черкашин Д, Коновалов В, Шелковников Н.
Христианство.
ПЛОТИН И НЕОПЛАТОНИЗМ Выполнила: Манджиева Эркена Группа: Дэб(бак) 2-1.
Транксрипт:

О Боге троичном в Лицах История догмата Доникейский период Часть 2 25 слайдов

Раздел II. О Боге, троичном в Лицах Глава 1. Значение догмата о Пресвятой Троице Глава 2. Краткая история догмата о Пресвятой Троице Доникейский период Тринитарные споры IV столетия Глава 3. Троичное богословие Великих Каппадокийцев Глава 4. Свидетельства Откровения о троичности Лиц в Боге. Глава 5. Различие Божественных Лиц по Их ипостасным свойствам

Доникейский период –Общая характеристика учения Церкви о Троице в II – III вв. –Апологеты: Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский –Тертуллиан –Монархианство Динамизм или адопцианство (феодотианство) Модализм (савеллианство) –Учение Оригена о Троице –Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

Монархианство: Динамизм, или адопцианство феодотианство) Логос мыслился ими как безличная, неипостасная, природная сила Божества, не обладающая личным бытием. Эта сила и сошла на Иисуса, подобно тому как прежде она сходила на пророков. По учению динамистов, при крещении Христа произошло Его усыновление с Ним соединился Логос, правда, не существенно, а неким «соприкосновением», «движением дружбы». Логос обитал во Христе как в храме, отчасти Его обожествляя «по преуспеянию»

Монархианство: Динамизм, или адопцианство феодотианство) Динамистическое учение в его варианте, исповедуемом Павлом Самосатским, было осуждено на двух Антиохийских поместных церковных соборах, состоявшихся в 264–265 и 269 гг. В составе его учения был осужден термин «единосущие», выражающий в дина мистическом богословии образ единства Логоса и Бога Отца. В послании Антиохийского собора (269 г.), осудившего Павла, излагая православное учение, Отцы собора утверждали, что Сын не единосущен Отцу. Впоследствии это было серьезным затруднением для защитников никейской веры

Доникейский период –Общая характеристика учения Церкви о Троице в II – III вв. –Апологеты: Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский –Тертуллиан –Монархианство Динамизм или адопцианство (феодотианство) Модализм (савеллианство) –Учение Оригена о Троице –Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

Доникейский период –Общая характеристика учения Церкви о Троице в II – III вв. –Апологеты: Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский –Тертуллиан –Монархианство Динамизм или адопцианство (феодотианство) Модализм (савеллианство) –Учение Оригена о Троице –Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

Монархианство По словам В.В. Болотова, «два приема могли одинаково вести к этой цели: отрицание Божества Иисуса Христа и отрицание Его личного, ипостасного различия от Отца. Скажут ли в той или другой прикровенной форме, что Иисус Христос не есть Бог, или же станут утверждать, что Он и есть именно Сам единый Бог, монархия будет поставлена одинаково непререкаемо твердо»[1].[1] [1] Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице // Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. С

Монархианство: Модализм или савеллианство Модализм (от лат. modus образ, способ) или савеллианство (от имени одного из деятелей и идеологов этого еретического движения Савеллия) возникает как некая противоположная богословская крайность по отношению к динамизму. Основными его деятелями являлись Праксей, Ноэт, Савеллий. Савеллий был родом из Птолемаиды Ливийской в Пентаполисе и жил около половины III века, возможно был пресвитером прибыл в Рим, где его учение получило распространение

До творения мира, Бог существует как чистая «монада». Монада еще не подразумевает различения в Боге неких модусов, лиц как неких образов Его существования. Монада это даже не Отец. Монада Бог, пребывающий Сам по Себе и сосредоточенный Сам в Себе, Бог молчащий. Бог обращается вовне Себя и начинает «говорить»: тем самым Он является в первом Своем «облике», модусе модусе Слова как Бог действующий. Именно как Логос Бог и творит мир. Савеллий отличает модус Логоса от модуса Сына, явленного Богом значительно позднее: для него Логос и Сын не тождественны. Любой же из этих модусов для Савеллия не более чем «маска», «личина» под которой сокрыт все тот же единый Бог, в Котором не остается места ни для какой подлинной троичности как бытия Трех совершенных Божественных Лиц. Монархианство: Модализм или савеллианство

Затем на протяжении истории ветхозаветной и новозаветной Церкви Бог последовательно проявляет Себя в качестве неких Лиц (греч. «prosopa»), а точнее «лицедейских личин», являющихся как бы некими «под-модусами», вариантами явленного при творении образа, модуса Слова. В Ветхом Завете Слово являет Себя людям под «маской» Отца; в Новом Завете, при Вочеловечении под «маской» Сына; при сошествии огненных языков на апостолов под «маской» Духа. Монархианство: Модализм или савеллианство

Именно Савеллию «обязано» богословие IV столетия своим весьма настороженным отношением к термину «Лицо» «prosopon». Его употребление в любых вероучительных текстах представлялось многим богословам той эпохи как тяготение к моделистской ереси. Учение Савеллия было осуждено на двух поместных соборах Православной Церкви: в 261 г. в Александрии под председательством св. Дионисия Александрийского и в 262 г. в Риме под председательством папы Дионисия Римского Монархианство: Модализм или савеллианство

Доникейский период –Общая характеристика учения Церкви о Троице в II – III вв. –Апологеты: Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский –Тертуллиан –Монархианство Динамизм или адопцианство (феодотианство) Модализм (савеллианство) –Учение Оригена о Троице –Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

Богословие Оригена сыграло в истории Церкви особую роль. С одной стороны, Ориген зачастую очень точно, хотя и на уровне интуиций, находил и разрабатывал важные богословскийе идеи. С другой стороны, его философский подход, его некритические заимствования мешали ему в подлинном постижении истины и рождали в дальнейшем многочисленные ложные направления в христианском богословии, а порой и ереси. Ориген (ок. 185, Александрия - 253/254, Тир) - знаменитый богослов, философ и учёный. Он изучал античную философию (по некоторым сведениям - в школе Аммония, из которой вышел также Плотин), вёл аскетическую жизнь. С 217 г. возглавлял христианскую школу в Александрии. В 231 г. Ориген был подвергнут осуждению Церковью, после чего перенёс свою преподавательскую деятельность в Палестину. Во время очередной волны гонений на Церковь был брошен в тюрьму и подвергнут пыткам, от которых вскоре умер. Учение Оригена о Троице

Несомненное достижение богословия Оригена в том, что он проводит четкое различие между терминами «сущность» и «ипостась» первый из них «сущность» он употребляет для обозначения единства в Божестве, а второй «ипостась» для различения Божественных Лиц Ориген все же не дает терминам «сущность» и «ипостась» какого- либо четкого определения. Идея о том, что Отец, Сын и Святой Дух являются тремя Ипостасями при единстве Их сущности, Оригеном так и не была сформулирована. Более того, в его богословии понятие о трех Ипостасях в Божестве может в то же время синонимически выражать идею присутствия в Боге и трех самостоятельных сущностей. Учение Оригена о Троице

Для оригеновского учения о Пресвятой Троице характерен крайний субординационизм Для Оригена Сын это прежде всего Посредник между Творцом и творением, необходимый Отцу для того, чтобы при Его помощи осуществлять творение. Сын является некоей «средней» природой между Богом и тварью, ведь Сам Бог Отец не может непосредственно соприкоснуться с абсолютно чуждым и неподобным Ему творением Он нуждается в Посреднике между тварной и нетварной реальностью. Образ происхождения Сына от Отца не совсем ясен: Ориген иногда именует Сына «тварью», но при этом отрицает создание Сына Богом Отцом «из ничего» Он рожден от Отца. Более того: Он рожден предвечно. Учение Оригена о Троице

Ориген отчасти предваряет триадологические выводы Афанасия и Великих Каппадокийцев: Сын рожден не во времени, но рождается в вечности. Как пишет Ориген, «не родил Отец Сына и перестал рождать, но всегда рождает Его». Впрочем, причина формулирования подобной идеи Оригеном совсем иная, чем у названых православных богословов: по его мысли, Сын рождается предвечно, ибо и мир творится вечно. По мысли Оригена, основным свойством Божества является Его способность к творчеству, которая реализуется всегда, вечно: Бог творил миры от века и будет их творить всегда, иначе бы Он просто не был бы Богом. Соответственно и «инструмент» для этого дела никогда не прекращающегося творения, Посредник между Творящим и Его тварью Сын, Логос также был необходим Отцу всегда и потому существует вечно. Учение Оригена о Троице

Сын рождается от Отца не как некая Его эманация или как некое умаляющееся по отношению к Отцу «отсечение» от Отчей сущности. Он вообще не рождается из сущности Отца, но «от Его воли». Впрочем, не совсем ясно, что же Ориген понимал на самом деле под рождением Сына «от воли» Отца. У Оригена наблюдается смешение понятий «рождение» и «творение». В его богословской системе предвечное рождение обуславливает предвечное творение, а творение продолжение само откровения Отца при посредстве Сына. При этом и рождение, и творение являются актами Божественной воли и имеют вечный характер. Тем самым, четкое разграничение между «рождением» и «творением» в триадологии Оригена оказывается практически невозможным. Он не только не разрывает характерную для учения древних апологетов взаимосвязь между творением мира и рождением Сына, но, напротив, ее еще более укрепляет и богословский обосновывает. Учение Оригена о Троице

Сын, по Оригену, не безличная сила монархиан-динамистов и совсем не модус бытия безыпостасного Бога моделистов, но именно личностное Существо, любящее и спасающее Свое творение. В то же время Божественное достоинство Сына не равно Божественному достоинству Отца. Сыну даже нельзя молиться как Богу с молитвой мы можем обращаться лишь к одному Отцу. Молитва в собственном смысле этого слова, возможна только к Отцу, а Сыну подобает лишь почитание, которое может быть отнесены даже и к человеку. Сын скорее Бог по причастию, чем по естеству. Как пишет Ориген, «все, что не есть Самобог (в том числе и Сын), обожествляется причастием Божества Его». Учение Оригена о Троице

Святой Дух в системе Оригена особая Ипостась, исходящая от Отца через Сына и находящаяся в таком же отношении к Сыну, в каком Сын находится к Отцу. Это явный субординационизм. Ориген утверждает, что Святой Дух по Божественному достоинству гораздо ниже Сына. Недостатки учения Оригена о Святом Духе отмечал весьма уважавший его сочинения и богословскийй талант свт. Василий Великий: «Ориген человек, не во всем имеющий совершенно здравые понятия о Духе»[1].[1] Троица Оригена убывающая Троица; это Бог последовательно «уменьшающийся», «убывающий» в степени Своей Божественности от Отца к Сыну и к Духу, но в то же время только Отец, Сын и Святой Дух принадлежат к области Божественного и лишены всякой материальности. [1] Василий Великий, свт. О Святом Духе // Творения. Ч. III. С [1] Учение Оригена о Троице

Ряд положительных богословскийх достижений Оригена: последовательно выдержанное различие терминов «сущности» и «ипостаси», утверждение о предвечном рождении Сына и о Его совечности Отцу, учение о личностном бытии Сына. Ряд триадологических заблуждений: субординационизм в отношении бытия Лиц Пресвятой Троицы, идея о совечности мира Богу-Творцу, видение причины бытия Сына в необходимости существования Посредника между Богом и тварью в деле создания миров, именование Сына Божия творением, мнение об обожествлении Сына Божия по причастию Божеству Отца. Учение Оригена о Троице

Учение Оригена о Троице оказало большое влияние на многих из его учеников и последователей. Отдельные черты этого учения оказались усвоены и представителями арианской ереси. Одной из заметных тенденций послеоригеновской триадологии было усиление идеи субординационизма Божественных Лиц в трудах церковных писателей. Например, у Дионисия Александрийского: «Сын Божий есть творение и происшедший. Он не есть собственный Сын Отца по природе и столь же различен от Него по существу Своему, как виноградная лоза от виноградаря, как судно от корабельного плотника. Как творение, Он не был, прежде чем произошел». Цит. по: Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице // Собрание церковно-исторических трудов. Т.1. С Однако очевидные положительные черты триадологии Оригена также, вероятно, сыграли уже в IV столетии свою немалую позитивную роль в деле догматического формулирования православного учения о Пресвятой Троице. Учение Оригена о Троице

Доникейский период –Общая характеристика учения Церкви о Троице в II – III вв. –Апологеты: Иустин Философ, Феофил Антиохийский, Ириней Лионский –Тертуллиан –Монархианство Динамизм или адопцианство (феодотианство) Модализм (савеллианство) –Учение Оригена о Троице –Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

Богословы эпохи прекрасно понимали насущную необходимость подобрать для выражения точного и ясного христианского исповедания троичности Божества соответствующие богословскийе термины, словесно сформулировать важнейшие понятия Богооткровенной истины христианского учения. Также существовала необходимость противопоставить существующим ересям и заблуждениям систему православного богословия, учение о Единстве Божественной сущности и о Троичности Божественных Лиц. Было необходимо освободиться от многих архаичных богословскийх идей, которые были некритически усвоены церковной наукой из философских представлений языческой философии, а также из раннехристианской апологетической традиции с ее еще весьма наивными богословскийми идеями: примитивным субординационизмом и весьма смутными представлениями об образе внутритроичных отношений и о происхождении Божественных Лиц. Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века

На рубеже III – IV столетий православное богословие стояло на пороге больших перемен, огромных достижений и тяжелых испытаний. С этими задачами в IV столетии последовательно справились свт. Афанасий Александрийский и Великие Каппадокийцы. Состояние троичного богословия во второй половине III - начале IV века