И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Использование игровых приемов помогает сделать занятие интересным, эмоционально- окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяет учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.
В зависимости от вида речевого дефекта задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. дислалия дизартрия
При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трех этапов воздействия: 1. На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. дидактические игры обучающего и развивающего характера («Помоги найти маму»)
настольные игры («Фрукты-овощи»)
игры, развивающие логическое мышление («Логический поезд»)
Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков
2. На втором этапе коррекционной работы целью педагога становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале: игры могут применяться в ходе процессов автоматизации звуков и дифференциации их в речи: это игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т.д.):
игра «Построй домик»
3. Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков в речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа должны быть подобраны в соответствии с целями этапа и проводиться в форме творческих упражнений: (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры).
разыгрывание знакомых сказок
СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
При коррекции дизартрии необходимо следовать целям формирования правильного звукопроизношения, а система коррекционного воздействия должна иметь комплексный характер. 1. Первый этап – подготовительный – имеет задачи подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляторных укладов, развитию речевых навыков, коррекцию дыхания и голоса. На данном этапе являются обоснованными: приемы на развитие сенсорных функций (игры дидактические, обучающие и настольные, рассмотренные нами ранее);
игры на развитие слухового восприятия: (игра «Хитрая ложечка»).
игра «Хлопни-топни»
игры, направленные на развитие навыков звукового анализа: игра «Лови-бросай, сколько звуков – называй»
игра «Скажи, как я».
Логопедической задачей является развитие и облегчение речевых коммуникаций, а игры и игровые приемы логопед использует в сочетании с индивидуальной работой над звукопроизношением.
На последних этапах работы с детьми с нарушением речи используются элементы сюжетно-ролевых игр, где осуществляется апробация навыков речевого общения в ходе диалогов, общения в различных профессиональных и бытовых ситуациях.
Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами приведут не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.