О разработке программ практики в соответствии с ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ. «Стандарт» уязвимость в педагогической среде самого термина 1.Стандарт – антитеза творчества 2.Стандарт – ограничитель.
Advertisements

Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
ЧУЙКОВА НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА Московский педагогический государственный университет, кафедра геометрии, центр математического образования Реализация концепции.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017.
Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС.
Проблемный семинар УМО «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» «Принципы и пути развития деятельностной.
Основания и ключевые характеристики проекта модернизации педагогического образования Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
Программа модернизации педагогического образования 2014 – 2017 гг.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого- педагогическое образование»
Новые образовательные результаты как основа проектирования образовательных программ Методический семинар «Стратегия развития профессионального образования.
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА УНИВЕРСИТЕТА: ПРОБЛЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ Пискунова Елена Витальевна, Российский государственный педагогический университет.
Изменения в деятельности методической службы в связи с внедрением нового поколения стандартов профессионального образования. Вавилова Л.Н., ГОУ «КРИРПО»
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Особенности ФГОС. Новая структура ФГОС: 2 Требования к структуре ОПОП Требования к условиям реализации ОПОП Требования к результатам освоения ОПОП.
Тема: Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе Преподаватель: Николаева В. И.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Никитаева А.Ю. Проектное обучение в университете : задачи, особенности, модели управления.
Транксрипт:

О разработке программ практики в соответствии с ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога

Создание рабочих программ производственной и других видов практик студентов в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и ФГОС ВО. Задачи: 1. Усиление практической подготовки будущих педагогов на основе механизма сетевого взаимодействия образовательных организаций общего и высшего образования (школьно- университетское партнерство); 2. Формирование исследовательских компетенций будущего педагога, обеспечивающих его возможность осуществлять профессиональное развитие (перестройку своих профессиональных действий) на основе проводимого мини- исследования, встроенного в профессиональную деятельность и рефлексии их оснований. Основные позиции деятельностного подхода в подготовке педагогов: «практик-исследователь», «рефлексивный педагог».

инвариант СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА вариативная часть 1. Знание предмета 2. Владение информационными технологиями Новые профессиональные компетенции

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА РАБОТНИКА, ПРЕПОЛАГАЮЩИЕ СПОСОБНОСТЬ К НЕСТАНДАРТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ 1. Мобильность 2. Способность к нестандартным трудовым действиям 3. Умение работать в команде 4. Готовность к изменениям 5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений Интересуют работодателя не меньше, чем владении профессией. Выявляются в ходе стажировок !

Меняется мир – меняется стандарт Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями: Работа с одаренными учащимися; Работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; Работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии; Работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; Мониторинг и экспертиза качества обучения, соответствующие международным стандартам.

1.Практико-ориентированное обучение, в котором основным образовательным результатом является способность строить будущую профессиональную деятельность, в соответствии с выработанными профессиональным сообществом нормами - профессиональным стандартом. 2. Обязательным элементом практико-ориентированного образования является наработка практического опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. 3. Процесс внедрения практико-ориентированного подхода основан не только на образовательном процессе, но и на формировании личности студента, основанного на вовлечении его собственных сил и способностей. ФГОС ВО

Для поэтапной реализации вариативной части стандарта необходимо создать дорожную карту Этапы продвижения к цели: Пересмотр существующих программ производственной и других видов практик; Качественная реорганизация системы проведения разных видов практик; Гибкая модульная система проведения производственной практики, предполагающая набор необходимых компетенций, исходя из особенностей образовательных программ, реализуемых конкретным учреждением ; Создание условий для стажировки студентов на базе учреждений образования, наиболее успешно решающих задачи формирования новых профессиональных компетенций.

Первая задача (в соответствии с рубрикацией и терминологией ФГОС высшего образования (ФГОС ВО) предполагает приведения в соответствие существующего списка осваиваемых компетенций со списком компетенций, заданных профессиональным стандартом педагога. Необходимо выделить уровни владения профессиональными (трудовыми) действиями (далее профессиональными) и компетенциями профессионального стандарта и выявления среди них уровня начинающего педагога, соответствующего квалификации выпускника педагогической программы. Решение этой задачи, с одной стороны, оказывается за рамками ФГОС ВО и является частью проекта апробации профессионального стандарта. Какой компетентностью (и соответственно уровнем владения профессиональными действиями) должен обладать выпускник?

Выпускник должен быть в полной мере готов к осуществлению своей профессиональной деятельности в классе в соответствии со структурой и содержанием трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте. Другими словами, его деятельность как педагога предполагает овладение профессиональными (трудовыми) действиями, описанными в профессиональном стандарте, а так же компетенциями и знаниями, необходимыми для их осуществления. ФГОС ВО

Вторая задача предполагает изменения структуры рабочей программы практики в соответствии с целью профессионализации. Решение этой задачи связано с переходом от исторически сложившегося в российском педагогическом образовании дисциплинарного способа построения программы, в котором основной образовательной единицей является учебная дисциплина, к модульному принципу построения. Формально переход к модульному принципу формирования программ произошел одновременно с переходом на ФГОС ВО в рамках двухуровневой системы образования (бакалавр-магистр) и даже прописан во ФГОСах всех направлений подготовки. Реально основной структурной единицей большинства рабочих программ по практике остается учебная дисциплина. Модульная система проведения практики

Освоить трудовую функцию и профессиональные действия исключительно в университетской аудитории невозможно. Модуль должен быть дополнен существенной долей практики, притом не столько для иллюстрации теории, сколько для постановки проблемы осуществления профессионального действия и его отработки в специально организованной среде (практикум) и на практической базе (в условиях реальной образовательной организации).

Модуль - практико-теоретическая единица, направленная на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога. Первый этап- знакомство с осуществлением формируемых профессиональных действий в условиях учебно-ознакомительной практики, выполнение в ряде случаев самостоятельных профессиональных проб и формулирование списка теоретических вопросов и педагогических проблем (задач), решение которых необходимо для успешного выполнения формируемого профессионального действия (трудовой функции). Второй этап - теория модуля изучается как поиск ответов на вопросы, поставленные на первом этапе изучения модуля (этап учебно- ознакомительной практики), в форме поиска решений конкретных педагогических проблем и задач, сформулированных по его завершении), создавая условия для осмысленного отношения студента к изучаемому теоретическому материалу (что позволяет преодолевать один из главных недостатков– отсутствие связи между изучаемым теоретическим материалом и содержанием будущей профессиональной деятельности). Таким образом, в процессе создания рабочих программ по практике должен быть осуществлен переход к модульному принципу построения.

Третий этап- отработка необходимых приемов, методов, методик, т.е. конкретных способов реализации осваиваемых профессиональных действий в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды (практикум, учебная лаборатория). Этот этап направлен, по сути, на моделирование профессионального действия, т.е. его изучение и освоение в модельной (и в этом смысле упрощенной по сравнению с реальной) ситуации. Четвертый этап- апробация освоенного профессионального действия в условиях реальной образовательной организации, выступающей в качестве необходимого элемента модуля практической базы модуля) в условиях специально организованной рефлексии. Целью этого этапа изучения модуля (учебная практика) является анализ освоения профессионального действия в реальной образовательной среде.

Реализация этого подхода предполагает существенное увеличение объема практики в программах бакалавриата, из которых единых зачетных единиц включается в форме тематических практик, необходимых для полноценного освоения профессиональных действий, и не менее 30 единых зачетных единиц выделяется на организацию долгосрочной производственной практики, направленной на организацию освоения целостной профессиональной деятельности в соответствии с целями программы на одной из баз, организованных на принципах школьно- университетского партнерства.