1 Учитель русского языка: Ананьева Надежда Степановна
Кто чувствует в себе силу сделать лучше, тот не испытывает страха перед признанием своей ошибки. Т. Бильрот 2
Рефлексия - от латинского reflexio – обращение назад; - размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание (словарь иностранных слов); - самоанализ (толковый словарь русского языка); - в педагогике: самоанализ деятельности и её результатов 3
В ПЕДАГОГИКЕ РЕФЛЕКСИЯ - это Цель рефлексии для ученика - не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими способность осознавать собственную деятельность, ее результат и способ, который привел к такому результату, как способность к анализу собственных средств познания процесс и результат осознания совокупности происходящей во время урока деятельности (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и любой другой деятельности на уроке)процесс и результат осознания совокупности происходящей во время урока деятельности (как собственной деятельности субъекта рефлексии, так и любой другой деятельности на уроке) 4
РЕФЛЕКСИЯ НАСТОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯРЕФЛЕКСИЯ НАСТОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА РЕФЛЕКСИЯ НАСТОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯРЕФЛЕКСИЯ НАСТОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАРЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Классификация рефлексии /исходя из функций/ 5 РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИРЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
цветовое изображение настроения; цветовое изображение настроения; оценка эмоционального состоянияоценка эмоционального состояния РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ МЕТОДЫ: проводится в начале урока (для установления эмоционального контакта с группой) в конце деятельности 6 карточки с изображением лиц; карточки с изображением лиц; эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент) эмоционально- художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент)
выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА цель: - «Мыслительный лист» прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления; - прием синквейна (пятистишье) /технология критического мышления; - рефлексия достижения цели (цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение ее достижения); -рефлексия отношения к проблеме(теме), взгляд на проблему раньше и сейчас (Мое мнение: до /после изучения темы) -«Баллы и образы» ПРИЕМЫ -прием незаконченного предложения; - прием «Выбора афоризма»; -оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); -«Лесенка» ПРИЕМЫ 7
ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМА для осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных ВОПРОСЫ, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией: Что я делал? Что я делал? С какой целью? С какой целью? Почему я это делаю так? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Какой вариант лучше? 8
- прием «ЛЕСТНИЦА УСПЕХА» Самооценка активности на каждом этапе урока: (выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху); - использование алгоритма (например, на заключительных этапах урока учащиеся получают памятки с конкретным описанием действий); -прием «Технологическая распаковка урока» – раскрытие всех этапов урока, что делали и как. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
коллективная или групповая индивидуальная ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ 10 10
Индивидуальная рефлексия - Упражнение «Плюс - минус- интересно»; - Упражнение «Плюс - минус- интересно»; - Анкета - Анкета 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался и т.д.) - Прием «Получил ответ или нет» (! - ?); - Прием «Получил ответ или нет» (! - ?); - «Что, если…?» - «Что, если…?» 11
ГРУППОВАЯ – учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… я научился… сегодня я узнал… я научился… у меня получилось … я выполнял задания… я смог… я приобрел… было интересно… я понял, что… я попробую… урок дал мне для жизни… меня удивило… теперь я могу… было трудно… я почувствовал, что… КОЛЛЕКТИВНАЯ ИЛИ ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске); - Используются опорные слова и фразы для высказываний (пишутся на доске); - Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»); - Прием «Мозговой штурм» (+ схема «Паутина»); Прием «Пошаговые действия» - Прием «Пошаговые действия» Шаг I. Подумайте над вопросом индивидуально. Шаг II.Поделитесь мнением с партнером. Шаг III.Поделитесь мнением в группе и примите решение. Шаг IV.Выберите ученика, который представит остальным ваше решение 12
РЕФЛЕКСИЯ, ведя обучаемого к осознанию эффективных способов деятельности, к их систематизации, обобщению развивает его как личность, такие качества, как САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ и КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКЕ – это совместная деятельность обучающихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс 13
Рефлексивная деятельность структурирует предметную деятельность психологический уровень обеспечивает педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс рефлексивных моментов, что должно стать постоянно обновляющейся системой воспитательно- образовательного пространства класса 14
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет: Пусть будет добрым ум у Вас, А сердце мудрым будет С.Маршак