Личностно- ориентированное обучение и воспитание школьника
«Каждый ребенок должен быть счастлив»
Раскрыть способности и внутренний потенциал каждого ребенка в процессе обучения и воспитания Раскрыть способности и внутренний потенциал каждого ребенка в процессе обучения и воспитания
1. Способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся 2. Научить применять полученные знания, умения и навыки
Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А. К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А. В Плешаковой, гуманно - личностной технологий Ш. А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения.
Цель личностно - ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Процесс обучения строится на личностно - ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка : а ) создание ситуации успеха ( на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы ); б ) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности ( доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят ); в ) опора на переживание, чувства, эмоционально - волевую сферу учащихся ;
1-4 классы Повышение качества знаний учащихся. Успешность учебной деятельности. Формирование личностного смысла ученика. Эмоциональное благополучие ребенка в классе. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
В основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно - ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
По такой системе работаю уже 2 год в 2-4 коррекционных классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка : он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
В центре внимания личностно - ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Личностно - ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Переход от педагогики требований к педагогике отношений ; Гуманно - личностный подход к ребенку ; Единство обучения и воспитания. Особенности содержания и методики. В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления : 1. Гуманно - личностный подход к ребенку. 2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. 3. Концепция воспитания. 4. Педагогизация окружающей среды.
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. - Развитие и становление познавательных сил ребенка. - Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений. - Идеал воспитания – самовоспитание. Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку « в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики ». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом. Взаимное превосходство – если у кого - то что - то получается хуже, чем у других, значит что - то должно получаться лучше ; это что - то нужно искать. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.