Учитель – логопед Даминова Гульнара Шагидулловна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 205» г. Оренбург
Методы исследования зрительно-предметного восприятия (А.Р.Лурия, И.М.Тонконогий, Л.И.Вассерман, Я.А.Меерсон.) * методика узнавания реалистических изображений, * методика узнавания контурных изображений, * методика узнавания перечеркнутых изображений, * методика узнавания наложенных изображений (фигур Поппельрейтера), * методика узнавания конфликтных (составных) фигур, * методика узнавания незавершенных изображений, * методика узнавания в «шуме».
Задания, направленные на развитие зрительных функций (Т.С.Третьякова) * Определение предмета по силуэту, * определение предмета по части контура, * подбор изображений предмета к их наложенным контурам, * нахождение одинаковых предметов, различающихся деталями.
Для ребенка, начинающего читать и писать, буква не является простейшим элементом. Она сложна по своему графическому составу, состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу.
В русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв: 1) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных (Н П И, Ь - Р...); 2) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь- Ы, 3-В, Р-В...). Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить, прежде всего, оптический анализ каждой буквы на составляющие элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений ребенка.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы. Узнавание буквы, как и всякий процесс узнавания, происходит при соотнесении непосредственно воспринятого зрительного образа с представлением о нем. Таким образом, успешное и быстрое усвоение букв возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций: 1) зрительного анализа и синтеза (способности определять сходство и различие букв); 2) зрительного мнемоса (возможности запоминания зрительного образа буквы); 3) зрительного гнозиса (способности восприятия буквы); 4) пространственных представлений.
Дидактические игры
«СТРАННЫЙ ХУДОЖНИК» В игре используются карточки с нелепыми изображениями (составленными из двух предметов). Дети должны угадать, что или кого хотел нарисовать странный художник.
«Я - ХУДОЖНИК!» В игре используются карточки с недорисованными изображениями предметов, с пунктирными изображениями и т. д. Логопед предлагает угадать, какой предмет не дорисовал художник, а затем дорисовать и раскрасить его.
«ЗАПОМИНАЙ-КА» Логопед предлагает ребенку карточку с парами картинок для запоминания на секунд. Затем предлагает вторую карточку, где отсутствуют картинки второго столбика. Ребенок должен по памяти восстановить пары картинок (более легкий вариант ребенку выдаются картинки второго столбика, он должен расставить их на свои места; более трудный вариант ребенок должен самостоятельно нарисовать отсутствующие картинки). Карточки с парами картинок можно подобрать в 4 вариантах: 1) использовать слова со звуком [р] в слогах со стечением согласных; 2) использовать слова со звуком [р] в обратных слогах; 3) использовать слова со звуком [р] в прямых слогах; 4) использовать слова со звуком [р] в любых типах слогов. В качестве примера предлагаются карточки для автоматизации звука [р] в обратных слогах.
Спасибо за внимание!