Государственный контракт от года 03.Р Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации Исполнитель: Научно-исследовательский технический университет «Московский институт стали и сплавов»
Задачи сравнительного анализа развития систем образования 1. Информационная и аналитическая поддержка процессов развития образования в субъектах РФ, включая образовательный бенчмаркинг (выявление регионов-лидеров и популяризация их опыты, выявление кризисных регионов, поиск выхода в успешных образцах); 2. Обеспечение органов управления образованием регионального и федерального уровней комплексной информацией для сравнительной оценки состояния и динамики развития образования в субъектах Российской Федерации (в том числе и в рамках отдельных направлений); 3. Обеспечение научного сообщества, а также широкого круга заинтересованных пользователей результатами рейтинговых оценок состояния и динамики развития образования в субъектах РФ; 4. Методологическое и информационное обеспечение осуществления межрегиональных сопоставлений в сфере образования; 5. Оценка эффективности реализации мероприятий по развитию региональных систем образования в рамках целевых программ и проектов федерального уровня (ПНПО, ННШ и МРСО), а также расходования средств на их реализацию.
Функции сравнительного анализа развития систем образования 1. Управленческая (рейтинговые оценки лежат в основе принятия управленческих решений); 2. Координационная (система рейтинговых оценок выступает в качестве информационного обеспечения, необходимого для повышения эффективности работы на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях); 3. Коммуникационная (процедура оценивания является способом доведения до регионов признания результатов их образовательной деятельности, качества образовательной политики, служит сигналом для ее корректировки и совершенствования, обеспечивает обратную связь); 4. Аналитическая (рейтинговые оценки являются информационной основой анализа показателей (индикаторов) развития образования регионов); 5. контрольная (система рейтинговых оценок обеспечивает проверку достижения поставленных целей, соответствующих критериев и пр.); 6. Стимулирующая (рейтинговая оценка как таковая является важнейшим средством мотивации).
Основные подходы к сравнительному анализу региональных систем образования по уровням образования и направлениям модернизации
Основные результаты выполнения проекта 1. Разработана методология сравнительного анализа показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации. Методология была разработана с учетом результатов анализа отечественных и международных подходов к оценке межрегиональной дифференциации показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации на основе нормативного и методического обеспечения процедур оценки эффективности реализации региональных программ развития образования.
Основные результаты выполнения проекта Концепция сравнительного анализа развития систем образования в субъектах РФ представляет собой комплексное описание подходов к сбору и анализу развития систем образования в субъектах РФ. В соответствии с требованиями технического задания на выполнение работ Концепция включает в себя: - описание основных подходов к сравнительному анализу региональных систем образования, необходимость оценки российских регионов в контексте новых стратегических ориентиров развития страны; - описание основных принципов сравнительного анализа развития систем образования в субъектах Российской Федерации; - описание требований к содержанию и процедурам сравнительного анализа развития систем образования в субъектах Российской Федерации; - описание подходов к использованию результатов сравнительного анализа развития систем образования в субъектах Российской Федерации; - предложения по периодичности проведения исследований; - предложения по возможности использованию автоматизированной системы; - предложения по формам представления результатов сравнительного анализа развития систем образования в субъектах Российской Федерации.
Основные результаты выполнения проекта 2. Разработан инструментарий сравнительного анализа показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации, содержащий: многоуровневую и многоцелевую систему показателей сравнительного анализа эффективности региональных систем образования в субъектах РФ (по каждому показателю разработан паспорт, содержащий обоснование его использования; алгоритм расчета; источники получения данных для расчета; Методику сравнительного анализа показателей развития образования в субъектах РФ; процедуры и технологии проведения мониторинга показателей эффективности реализации мероприятий по модернизации региональных систем образования в субъектах РФ (представлено 2 процедуры и 2 технологии проведения мониторинга); форматы представления информационно-аналитических материалов (10 форматов); проекты методических материалов для проведения сравнительного анализа показателей развития образования в субъектах Российской Федерации.
Основные результаты выполнения проекта Для автоматизации процесса сбора информации и проведения расчетов была создана информационно-аналитическая система для проведения сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации
Информационно-аналитическая система
Основные результаты выполнения проекта 3. С помощью разработанной информационно-аналитической системы в 2012 году был обеспечен сбор сведений о состоянии системы образования во всех субъектах Российской Федерации. При проведении мониторинговых сессий была обеспечена консультационная и методическая поддержка процесса сбора исходных данных для расчета показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации (по телефону и электронной почте). В рамках исполнения обязательств по государственному контракту был проведен расчет рейтингов субъектов Российской Федерации по показателям развития образования. Расчет выполнен в соответствии с разработанной Концепцией и Методикой сравнительного анализа показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации на основании сформированной системы показателей (в том числе, показателей реализации МРСО, ННШ, ПНПО, и показателей развития системы образования по всем уровням образования).
Основные результаты выполнения проекта 4. С целью обсуждения и экспертизы методологии рейтингования и результатов расчетов было проведено 8 межрегиональных научно-практических семинаров с участием представителей органов управления федерального и регионального уровней, представителей профессионального сообщества (во всех федеральных округах). По результатам обсуждения в профессиональном сообществе проведена доработка методики и системы показателей межрегионального сравнительного анализа сферы образования. 5. По материалам, созданным в рамках выполнения государственного контракта, были разработаны информационно-аналитические материалы, содержащие сущность и специфику информационно-аналитического обеспечения задач, связанных с реализацией мероприятий РЦП по развитию региональных систем образования, и достигнутые за счет реализации РЦП показатели развития по всем уровням образования.
Основные результаты выполнения проекта 6. Проведен анализ влияния результатов реализации мероприятий РЦП на системы образования субъектов Российской Федерации. Анализ, в том числе, охватывал проблематику развития всех уровней образования и задачи МРСО. 7. Обеспечена методическая и консультационная поддержка по вопросам повышения эффективности реализации мероприятий РЦП по развитию региональных систем образования. Методическая и консультационная поддержка осуществлялась дистанционно, с использованием сервисов разработанной информационно-аналитической системы и телефона «горячей линии». По результатам анализа запросов, поступающих из субъектов Российской Федерации, были разработаны практические рекомендации по корректировке РЦП в соответствии с рассчитанными рейтингами региональных систем образования более чем для 30% субъектов Российской Федерации.
Основные результаты выполнения проекта 8. Сформирован банк данных «лучших практик» по внедрению успешного опыта в субъектах Российской Федерации, который содержит формализованные описания лучших практик региональных систем образования: представляющих развитие системы образования в субъектах Российской Федерации по всем уровням образования; динамику развития регионов по всем уровням образования, в том числе и по МРСО. Материалы структурированы по заданным Концепцией тематическим направлениям.
Основные результаты выполнения проекта 9. Разработаны рекомендации по внедрению успешного опыта в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Данные рекомендации: представляют развитие системы общего образования в субъектах Российской Федерации; основываются на результатах рейтингования субъектов Российской Федерации по показателям развития образования, в т.ч. учитывают динамику развития регионов по МРСО; учитывают успешный опыт в деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации; учитывают корректировку программ развития регионов с учетом МРСО.
Практическое значение результатов выполнения проекта Система рейтингования субъектов Российской Федерации по показателям развития образования должна стать действенным и востребованным инструментом, обеспечивающим объективную сравнительную оценку результативности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и региональной образовательной политики федерального центра. В условиях децентрализации управления образованием это является одним из эффективных механизмов информационной поддержки единого образовательного пространства, регулятором взаимодействия регионального и федерального уровней управления образованием. Анализ полученных оценок и изучение методов их расчета позволит всем заинтересованным сторонам – органам управления образованием, региональным властям, образовательному сообществу – сравнивать свои достижения с более успешными регионами и развивать активность, направленную на совершенствование региональных систем образования. Реализация сформулированных в отчете предложений позволит более последовательно подойти к информационной поддержке региональной образовательной политики.