Лекция 10.
План: 1. Понятие контроля 2. Основные виды, формы и методы учебного контроля. 3. Контроль и коррекция учебной деятельности студента 4. Методические приемы обеспечения эффективности текущего педагогического контроля 5. Оценка результатов учебной деятельности студентов
Понятие контроля Употребление термина «контроль» применительно к учебному процессу неоднозначно в педагогике и педагогической психологии. В теории педагогики и педагогической практике под контролем понимается «в широком смысле... проверка чего-нибудь», а в «узком», в духе кибернетики, «принцип обратной связи, характерной для управления саморегулирующейся системой». Исходя из этого, авторы многих книг продолжают: «Контроль за учебной деятельностью учащихся обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый учителем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль учащегося)».
Основные виды, формы и методы учебного контроля. По видам и формам контроль подразделяется на: текущий (семинар, практическое занятие, контрольное занятие, контрольная работа); промежуточный (контрольные, индивидуальное собеседование, зачет, экзамен, если он не единственный); итоговый (заключительный экзамен по предмету, государственный экзамен, защита курсовой или дипломной работы).
По методике проведения контроль бывает: устным (методом устного опроса); письменным (путем письменных ответов); путем защиты разработанных рефератов; в виде деловой игры.
Требования к контролю в учебном процессе. ВСЕСТОРОННОСТЬ. Данное требование предполагает осуществление контроля по содержанию, форме (методике), глубине, свободе и самостоятельности изложения. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ. Контроль должен обеспечить не просто персональную оценку каждого контролируемого, индивидуальное ее обоснование и индивидуальный разбор уровня подготовки каждого. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Это, естественно, не означает школьной системы опроса на каждом занятии, но контроль должен быть столь регулярным, чтобы четкие его этапы и мобилизовывали, и вынуждали к систематической работе над собой каждого студента. СТИМУЛИРУЮЩИЙ ХАРАКТЕР. Контроль не может и не должен пугать и разочаровывать, а, наоборот, подбадривать, поддерживать любое движение вперед, поощрять старание.
Вопросы для закрепления темы: Укажите основные формы организации контроля при обучении психологии в ВУЗе Укажите функции контроля при преподавании психологии Как в теории педагогики и педагогической практике понимается контролем в «узком смысле» В каком смысле употребляется понятие «контроль» в педагогической психологии Укажите характеристики контроля как учебное действие Расскажите о наиболее эффективных средствах по борьбе со шпаргалками на экзаменах. Основными функциями педагогического контроля учебной деятельности являются: Расскажите об условиях эффективного функционирования системы педагогического контроля Что такое текущий педагогический контроль? Расскажите о методических приемах обеспечения текущего педагогического контроля Для чего осуществляется контроль учебной деятельности? Какие аспекты приходится учитывать при выставлении оценки Раскройте понятие «личностный подход» при выставлении оценки. Раскройте понятие «общепедагогический подход» при выставлении оценки. Раскройте понятие «научный подход» при выставлении оценки.