Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 6. Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 6. Аграрная политика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Advertisements

Значение анализа финансово – экономической деятельности хозяйствующих субъектов для принятия решений на микро – и макро уровнях Начальник управления экономического.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Микроэкономика. Аграрный рынок России
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Формирование.
1 Постановление Правительства Правительства РФ РФ от Департамент сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области г.Иваново,
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Управление реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков развития сельского хозяйства и регулирования рынков.
Формирование рыночных отношений в экономике РК Презентация по экономике Казахстана.
Меры по совершенствованию бизнес-среды в Стратегии развития агропромышленного комплекса Кыргызской Республики до 2020 года» МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Трансформационные процессы в экономике Китая Выполнила ст. гр. ЕК -16 М Ефимчук Екатерина.
1 2 ДОЛЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ, %
Комплексное развитие сельских территорий: мультисекторный подход Тамара Осташко.
Февраль 23, 2008 Заседание III Петербургского Ипотечного Форума «О долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан» Н.Косарева.
МОСКВА 2008 г. О состоянии продовольственной безопасности Российской Федерации и мерах по ее обеспечению Министр сельского хозяйства Российской Федерации.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области г.Ростов-на-Дону.
Транксрипт:

Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 6. Теоретический семинар «Теория переходной экономики» 4 курс Лекция 6. Аграрная политика и модели аграрных реформ Автор: заслуженный деятель науки РФ, проф. Белокрылова О.С.

План 1. Земельная реформа как основа рыночной трансформации аграрной сферы 2. Европейская модель на примере ФРГ 3. Другие модели аграрных реформ (северо-американская, азиатская, африканская) 4. Особенности современной аграрной политики в России

Вспомним 3 курс Что такое земельная реформа?

1. Земельная реформа Земельная реформа – это преобразование системы земельных отношений в обществе для решения определенных, поставленных государством задач. Завершение земельной реформы характеризуется переходом от одной системы земельных отношений и их регулирования к другой.

Характерные черты земельных реформ: 1. Комплексность, т.к. охватывают сельское хозяйство и связанные с ним сферы и отрасли - АПК: сферу производственного и социального обслуживания в сельской местности, финансовую сферу в части обслуживания сельского хозяйства, промышленные отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции и производству средств производства для сельского хозяйства;

2. Первичность институционально- правовых преобразований каждая земельная реформа начиналась с принятия закона или ряда законов, регламентировавших следующие ключевые моменты ее проведения: права землевладельцев, законы и традиции наследования, права сельскохозяйственных работников, систему сельского кредита, аграрный рынок, налогообложение сферу социального развития села 3. Формирование специальных госорганов по организации и контролю за осуществлением земельных преобразований

Задачи земельных реформ выявление размеров земельной площади, подлежащих экспроприации и перераспределению; определение максимальных предельных размеров участков земли; возможность вариации предельно допустимых норм по стране; определение числа семей (граждан), которые должны получить землю; определение размеров компенсации землевладельцам; определение механизма организации контроля за реализацией реформы.

Вопрос Какова была доминантная цель земельной реформы 1990-х гг. в России?

Этапы земельных реформ формулировка целей и задач реформы; продолжительность, исторические условия и предпосылки проведения реформ вплоть до реализации поставленной цели задач; структура и степень разработки законодательной базы; масштабы охвата экономики и социальных групп; наличие социальных конфликтов; способы вмешательства и роль государства.

Вопрос Как соотносятся земельная и аграрная реформы? Что шире?

Соотношение задач аграрной и земельной реформы Аграрная реформа – это изменение аграрных отношений, трансформации всей системы агропромышленного производства, включая существенное преобразование аграрной структуры и методов хозяйствования, способов экономического, финансового и правового регулирования производства с целью повышения его эффективности, обеспечения продовольственной безопасности и конкурентоспособности продукции на внутренних и внешних рынках Реформа в аграрной сфере проводится, когда нет иной возможности перейти к более эффективному способу аграрного производства или адаптировать его к принципиально изменившимся условиям.

Преобразование аграрной структуры Совершенствование системы управления земельными ресурсами Изменение земельных отношений в других отраслях Преобразование земельных отношений в аграрной сфере Развитие системы переработки и реализации сельскохозяйственной продукции Преобразование финансирования сельского хозяйства Решение социальных проблем села Аграрная реформа Земельная реформа Соотношение задач аграрной и земельной реформы

Земельная реформа призвана изменить систему земельных отношений в экономике, включая аграрную сферу; кроме того, в задачу земельной реформы включаются вопросы изменения земельных отношений в других отраслях, а также совершенствование системы управления земельными ресурсами.

Вопрос Какие вы знаете земельные реформы в России?

Предпосылки проведения аграрной реформы Реформа 1861 г. (отмена крепостного права), после которой в России было проведено еще четыре реформы: «Столыпинская» ( гг.): переход от общинного землевладения к частному; Реформы года связаны с политикой военного коммунизма; Реформа гг.: переход от индивидуальных к коллективным формам ведения сельского хозяйства, повышение технического уровня производства е гг. - попытка частичного реформирования сельского хозяйства СССР, связанная с изменением системы закупок сельскохозяйственной продукции и стремлением развязать инициативу сельскохозяйственных предприятий, усилить хозяйственный расчет и повысить рентабельность производства в АПК.

Причины реформирования аграрной сферы России низкий уровень развития советского агропродовольственного сектора; нулевые темпы роста; падение технической и экономической эффективности сельского хозяйства; давление на госбюджет, в условиях падения мировых цен на основной экспортный товар страны - газ и нефть; невозможность частичного реформирования в рамках централизованно планируемой экономики.

Задачи реформы кардинальная смена аграрного строя; введение более эффективных производственных отношений в продовольственном комплексе; снижение давления агропродовольственной сферы на бюджет.

Направления аграрной реформы гг. земельная реформа; реорганизация колхозов и совхозов в другие организационно-правовые формы в соответствии с ГК РФ; приватизация предприятий 3-й сферы АПК;

Земельный строй – это правовое регулирование земельных отношений. Значимость земельного строя состоит в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности. На протяжении истории развития земельных отношений в России земельный строй претерпевал определенные изменения, связанные со сменой власти и политического режима.

Формы земельного строя Развитые страны – капиталистическое фермерство; Развивающиеся страны – современные формы с полуфеодальными и дофеодальными отношениями (помещичье землевладение, латиноамериканский латифундизм, долговое рабство, плантационный тип хозяйства, субаренда и др.) СССР, соцлагерь, Израиль – коллективное или государственно организованное сельскохозяйственное производство РФ – многообразие форм и способов организации сельскохозяйственного производства

2. Европейская модель на примере ФРГ Основа земельно-правого строя – частная собственность на землю. Законодательство ФРГ гарантирует гражданско-правовую автономию собственника, связывает его правовой статус с социальным назначением, с социальной функцией собственности, с социальной обязанностью собственника. Цель преобразований в ГДР: создание социальной и экологически ориентированной рыночной экономики.

Концепция земельной реформы Концепция земельной реформы в сфере сельского хозяйства, концепция аграрной реформы – полное восстановление права частной собственности на землю и на сельскохозяйственное предприятие. Этапы формирования правовых основ аграрной реформы : Первый этап – гг., Второй 1990 г. Третий этап начался с момента объединения двух германских государств.

Законодательство Закон о приватизации и реорганизации госимущества, составляющего народную (государственную) собственность от 17 июня 1990 г. Закон о передаче собственности и прав аренды на сельскохозяйственные земельные участки, находящиеся в народной собственности, кооперативам, членам кооперативов и др.гражданам от 22 июля 1990 г., Закон о приведении структуры сельского хозяйства в соответствие с требованиями социальной и экологически ориентированной рыночной экономики от 29 июня 1990 г. (Закон об адаптации сельского хозяйства к условиям рынка).

Направления приватизации государственных сельскохозяйственных земель сдача подлежащих приватизации государственных земель в долгосрочную аренду на конкурсной основе; приобретение этих земель арендаторами в собственность по льготной цене; продажа остальных земель по рыночным ценам

Реформирование земельных отношений включает: полное восстановление и гарантию частной собственности на землю и основанного на ней хозяйства; содействие развитию предпринимательской деятельности в сфере сельскохозяйственного производства.

3. Другие модели аграрных реформ (северо- американская, азиатская, африканская) В основу канадского аграрного сектора положены следующие принципы: гарантия права частной собственности; свобода заключения контрактов.

Частная собственность на землю В Канаде в частной собственности находится 98% сельскохозяйственных земель, остальные представляют федеральный резерв. К началу 21 в. в стране действовало 280 тыс. фермерских хозяйств. Их количество на протяжении последних 55 лет сокращалось, но в 1990-е годы этот процесс замедлился. По типу управления 98% канадских фермерских хозяйств относятся к семейным предприятиям. Однако 49% фермерских хозяйств используют постоянных наемных работников.

Направления изменений в регулировании земельных отношений В 80-е годы значительное развитие получил институт земельной аренды у государства; усиление ограничений на приобретение земли иностранцами. Канадская модель земельного строя характеризуется сочетанием рыночного начала и социальной направленности - через активную роль государства, сбалансированное законодательство и разветвленные кооперативные структуры.

Азиатская модель на примере Китая Традиционная основа решаемых вопросов относительно: системы земельных отношений, состава и характеристики участников - собственники, владельцы и пользователи земли, организации и объединения, занимающиеся аграрным производством, земельное законодательство, Основная задача: охрана земельных ресурсов, стабилизация и по возможности расширение пахотного клина. В 1989 г. принят закон о землепользовании: земля в черте города относится к общенародной (государственной) собственности, а земля в деревне и пригороде – к коллективной.

Суть реформы земельной системы Два кардинальных перехода: от традиционной плановой системы к рыночной экономике; от экстенсивного типа развития к интенсивному. Цель реформы: на основе сохранения коллективной собственности на землю установить долгосрочное право пользования ею крестьянского двора и стимулировать на этой основе формирования рынка земли.

Направления современного этапа земельной реформы продление срока земельного подряда; отказ от практики перераспределения подрядной земли в зависимости от изменений структуры семьи и рабочей силы; возмездная передача права пользования землей с согласия сторон; создание хозяйства более крупных масштабов в районах, располагающих соответствующими условиями; создание зон защиты сельскохозяйственных земель. Государство осуществляет возмездную передачу права пользования землей на установленный срок и жесткий контроль за всей цепочкой вхождения земли в обращение – от возмездной передачи до освоения и эксплуатации.

Принципиальные установки аграрной реформы продление срока земельного подряда (в среднем на лет); переход к возмездной передаче права пользования землей (с предоставлением крестьянину права уступить подряд другому, сдать землю в аренду, использовать ее как залог или в качестве пая). Для последнего времени подрядная земля разделялась на два поля - поле-паек и поле ответственности

Итоги китайской реформы В сельской сфере: превращение крестьянства в экономически самостоятельный класс и подъем сельскохозяйственного производства; появление мелкотоварного и частнопредпринимательского укладов, расширение смешанного уклада. Многоукладность способствует разложению экономической основы социалистического тоталитаризма. Новые уклады более динамичны, чем госсектор, они дают наибольшее прибавление рабочих мест и продукции.

Африканская модель на примере Эфиопии Основополагающий Закон (Декрет) об общественной собственности на землю от 4 марта 1975 г.: все сельскохозяйственные земли объявлялись коллективной собственностью эфиопского народа. Декретом запрещалось: любым лицам или организациям владеть землей на основе частной собственности. продавать, закладывать, сдавать в аренду и передавать по наследству свои участки; Фактически в Декрете шла речь о полной национализации земли.

Определены следующие категории землепользователей: крестьянские ассоциации; сельские кооперативы; государственные хозяйства; государственные несельскохозяйственные предприятия и учреждения.

Просчеты аграрной политики Жесткая централизация управления сельской местностью; ставка на крупные поселения, производственные кооперативы и госфермы.

Вопрос Как вы понимаете категорию «аграрная политика»?

4. Особенности современной аграрной политики в России Аграрная политика – это составляющая государственной экономической политики, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и агробизнеса в целом, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня сельского населения. Это ее внутриотраслевое содержание

Аграрная политика – это совокупность принципов и применяемых государством инструментов для реализации в краткосрочном и долгосрочном периодах поставленных целей удовлетворения потребности населения в продуктах питания, соответствующих стандартам качества, и промышленности сырьем. Это общеэкономическое содержание АП

Цели аграрной политики: гарантированное обеспечение населения страны высококачественной отечественной сельхозпродукцией и продовольствием гарантированное обеспечение населения страны высококачественной отечественной сельхозпродукцией и продовольствием создание условий для развития высокоэффективного производства, переработки продукции и обслуживания АПК; создание условий для развития высокоэффективного производства, переработки продукции и обслуживания АПК; развитие социальной инфраструктуры села для улучшения качества жизни сельских жителей; развитие социальной инфраструктуры села для улучшения качества жизни сельских жителей; защита отечественного сельхозтоваропроизводителя на внешнем рынке. защита отечественного сельхозтоваропроизводителя на внешнем рынке.

Принципы регулирующего воздействия государства на аграрную сферу 1. единство экономических и социальных целей - меры госрегулирования ориентируются на решение экономических проблем, а также, учитывая сложившиеся ценности сельского населения, на модели поведения его различных групп, социально – психологические и национальные особенности 2. Сочетание индикативности и директивности в управлении аграрной сферой.

Задачи аграрной реформы 1990-х гг. в РФ: кардинальная смена аграрного строя; кардинальная смена аграрного строя; введение более эффективных производственных отношений в продовольственном комплексе; введение более эффективных производственных отношений в продовольственном комплексе; снижение давления агропродовольственной сферы на бюджет. снижение давления агропродовольственной сферы на бюджет.

Необходимость современной модернизации аграрной сферы обусловлена: - мировым финансово-экономическим и продовольственным (2007 г.) кризисом, обусловивший появление агфляции; - переходом от восстановительного к инновационно-инвестиционному росту; - эффективным включением России в мировой аграрный рынок и в целом в глобализирующуюся мировую экономику.

Особенности рынка земли в России 1. Неразвитость рынка земли сельскохозяйственного назначения. 2. Несовершенство законодательства, регулирующего рыночный оборот земли. 3. Осложненность ипотеки земель сельхозназначения. 4. Нелегальный оборот земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения. 5. Отсутствие достаточных по площади землепользований (мелкоземелье). 6. Значительность земель, находящихся в собственности у сельхозпредприятий, прекративших товарное производство. 7. Отсутствие мониторинга использования земель. 8. Недостаточная разработанность методики определения реальной рыночной цены земли.

Это обусловливает необходимость: обеспечения повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий; достижения их финансовой устойчивости при любых колебаниях мировой конъюнктуры.

Субъекты аграрной экономики России : - государственные органы и учреждения; крестьянские хозяйства, личные хозяйства, агрофирмы; закупочные фирмы и организации; кооперативные, банковские и др.

«Вимм-Билль-Данн»; «Лебедянский» агрохолдинг «Черкизовский» «Разгуляй-УКРРОС» В рейтинг 200 крупнейших частных компаний Forbes в разные годы входили:

Причины мотивации несельскохозяйственных компаний к сельскохозяйственному производству 1. возврат инвестиций в сельхозпредприятия в виде неденежных (товарных) кредитов, прежде всего нефтяными компаниями, которые приобрели сельхоз подразделения в ходе процедуры банкротства (например, Башнефть); 2. надежное обеспечение перерабатывающих предприятий сырьем (Юг Руси и др. зерновые и продовольственные корпорации) - холдинги извлекают выгоду, получая продукцию по цене ниже рыночной, а также благодаря гарантированной загрузке собственных мощностей; 3. диверсификация бизнеса, например, зерновые компании снижают финансовые риски через приобретение птицефабрик.

инвестиции агрохолдинги, контролирующие около 40% пашни Ростовской области («Юг Руси», «Альфа-Эко-Дон», «Астон»), являются основными инвесторами - как в приобретение активов предприятий- банкротов, так их финансовое возрождение - за последние 6 лет Агросоюз «Юг Руси» приобрел почти 240 уборочных машин на 600 млн. руб.

Основные инвесторы РО Крупные агрохолдинги, контролирующие около 40% пахотных земель области: «Юг Руси», «Альфа-Эко-Дон», «Астон»

Масштабы землепользования в РФ 4 группы компаний контролируют через собственность и аренду свыше га сельхозугодий, 6 компаний - свыше га, более десятка фирм - от до га, десятки и сотни фирм с несельскохозяйственным капиталом арендуют участки земли размером в несколько тысяч га. Они стали основными инвесторами в сельское хозяйство

Эффект воздействия агрохолдингов на развитие агросферы РО возрождение и интенсивное развитие на основе внедрения новых технологий сельскохозяйственного производства; строительство или модернизация перерабатывающих предприятий; развитие или модернизация портово-транспортных комплексов; обеспечение занятости сельского населения как в аграрной сфере, так и на перерабатывающих предприятиях, дислоцирующихся не в городах, а в сельской местности, обучение персонала из числа местных специалистов и неквалифицированных работников;

Эффект воздействия агрохолдингов на развитие агросферы РО расширение и оздоровление структуры питания населения области (дезодорированное масло, индюшатина, детское питание); обеспечение производства в области конкурентоспособной продукции на экспорт, причем, не только исходного сырья (зерна), но и продукции глубокой переработки - бутилированное масло; содействие решению социальных проблем.

Проблемы агрохолдингов жесткая централизация управления не соответствует рискованности и необходимости быстрого принятия решений; дефицит надежных управляющих, специалистов и механизаторов; вертикально-интегрированные компании несут высокие риски вследствие нестабильности урожаев, цен и доходов. финансовые и организационные издержки формирования вертикальной технологической и управленческой цепочки и отношений по горизонтали оказались существенно выше; высокий уровень прямого и скрытого сопротивления селян по отношению к чужакам, вследствие чего изменений традиционных производственных отношений на селе практически не наблюдается.

Социально-экономическая структура землепользования в РО Из 8712 тыс. га земель сельхозназначения в собственности: граждан 6310 тыс. га (72%) юрлиц 123 тыс. га (1%) государства и муниципалитетов 2277 тыс. га (26%)

Агропредприятиями РО используется 6528 тыс. га (65%), в т.ч тыс. га собственности граждан, 48 тыс. га невостребованных земельных долей 440 тыс. га арендуют у сторонних Бессрочно используют 239 тыс га гос и муниципальных земель и 258 тыс га арендуют у них

Нормативная цена земли равна; раньше кратной ставке земельного налога сейчас - Кадастровой оценке

В целях обеспечения устойчивого развития сельского хозяйства приняты ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА ГОДЫ»

Целями Программы на 5-летний период являются:

Достижения этих целей обеспечивается решением основных задач в рамках следующих подпрограмм (направлений):

Основными условиями достижения прогнозируемых темпов роста социально- экономического развития сельского хозяйства на гг. являются:

Цели Государственной программы на годы. Основные разделы База 2007 г г г.2010 г.2011 г.2012 г. Всего за гг г. к 2007 г. развитие сельских территорий 5,487,3419,0325,1229,6031,28112,37 в 5,7 раза общие условия сельского хозяйства, в т.ч. почвенное плодородие 4,70 4,20 9,86 8,17 12,92 10,67 13,78 11,40 14,66 12,20 15,33 12,98 66,55 55,42 в 3,3 раза в 3,1 раза Развитие приоритетных подотраслей 8,50 13,7 3 15,4114,1114,3715,0472,66 в 1,8 раза Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, в том числе комплекс мер по повышению доступности кредитных ресурсов для сельхозорганизаций 45,43 19,79 44,0 0 25,2 8 51,28 36,46 65,62 46,90 64,94 50,54 66,85 52,08 292,69 211,26 в 1,5 раза в 2,6 раза Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия 1,301,36 1,431,507,01115,4% ИТОГО:65,4176,30100,00120,00125,00130,00551,30 в 2,0 раза

Динамика и прогноз развития сельского хозяйства на гг.

макроэкономические природно-климатические социальные международные торгово- политические законодательные

16 Итоги реализации Госпрограммы в растениеводстве Средний урожай – 77 млн. тонн

Экспорт как условие стабильности внутреннего рынка зерна

Государственные закупочные интервенции зерна урожая 2009 года Всего с начала торгов в интервенционный фонд закуплено 1, 8 млн т зерна на сумму почти 7 млрд. руб., т.: 1,4 млн. т пшеницы 3 класса на сумму 5,6 млрд. руб., 0,3 млн. т пшеницы 4 класса на сумму 1,2 млрд. руб., 66 тыс. т ржи продовольственной на сумму 154, 5 млн. руб.

Цены на зерно риски

Перспективные направления аграрной политики России: -введение программы продовольственных талонов; - применение политики паритета цен.

Негативные эффекты Положительные эффекты - обеспечение доступа малоимущих слоев граждан к продуктам питания; - поддержка отечественных сельхозтоваропроизводителей: государственное стимулирование спроса на сельхозпродукцию, расширение сбыта продукции на внутреннем рынке и увеличение производства отечественных продуктов питания; - повышение жизненного уровня населения страны; - решение проблемы продовольственной безопасности. -рост потребительских цен; -снижение качества продукции; -рост коррупции; -повышение социальной напряженности; -ограничения потребления продовольствия.

Для обеспечения устойчивого развития АПК Ростовской области и уменьшения негативного влияния финансового кризиса минсельхозпрод:

Жириновский В.: Через лет будет создана новая Лига Наций, несколько валют будут признаны резервными, включая рубль. А пока на 10 лет - карантин. В деревню! Я выражаюсь фигурально. Нужно развивать не столицу, а провинцию, малые города, сельское хозяйство. России необходимо снова начать индустриализацию. Нужно вернуться к скромному образу жизни – гламур и роскошь требует больших расходов. То есть нужно вернуться к миру, который был в 19 веке, но с современными нашими взглядами, техникой и так далее. У нас сейчас экономическая эпидемия. Как предотвращают эпидемию? Вводят карантин, до минимума сокращают все контакты. Разъехаться по деревням и закрыться в своих домах.

Нассим Талеб «Черный лебедь» (2007) в числе немногих предвидел кризис, называя его непредсказуемым событием ( Ведомости ))

Выделил: - Медиокристан - рост, вес, потребление калорий на душу населения, доход ресторатора, аварийность на дорогах - Экстримистан - размеры личных состояний, уровень популярности артистов, тиражи бестселлеров, результативность работы ведущих ученых, урон от терактов, размеры корпораций, выигрыши и потери на финансовых рынках. Главная особенность всех этих показателей они экстремально волатильны. Именно в Экстримистане живут «черные лебеди» непредсказуемые события, последствия которых определяют и развитие науки, и популярность музыкальных пластинок, и ход истории. А люди в большинстве уверены, что обитают в Медиокристане.

Перспективы господдержки ПАК в 2011 г. 150 млрд. руб. Необходимо субсидирование процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для мясного и молочного животноводства, свиноводства, для остальных - возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях

Минимальный уровень прямой поддержки сельского хозяйства России для расширенного воспроизводства - 9 млрд. долл., т.е. в 2 раза больше. При вступлении в ВТО (летом – техническая работа, к концу 2011) он снизится до 4,4 млрд. долл. за счет снижения в течение 7 лет импортной защиты с 10 до 8% - отказ от расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве и от продовольственной независимости, от усиления экспортных позиций России на международном рынке. Но эффект от вступления в ВТО – 14% роста экономики

Институциональная инновация лета 2010 г. введение запрета на экспорт зерна. Это привело к падению цен и снижению доходов сельхозтоваропроизводителей, поскольку для экспортеров это - форс-мажор. Запрет стал примером деинституционализации, поскольку впервые ограничили свободу аграрного рынка.

В результате На Кубани отгружалось 250 тыс. т в месяц, сейчас – 100 тыс. т – 2,5 млн т продовольственной пшеницы осталось на неприспособленных элеваторах. Что делать? Ввести квоту для ЮФО на экспорт 5 млн т урожая 2010 г. и столько же г.

Модернизация концепции господдержки аграрной сферы в условиях выхода из кризиса проявляется в изменении ее целевой направленности: - в 2000-е гг. ставилась цель возрождения сельского хозяйства после трансформационного спада 1990-х гг. - сейчас - повышение конкурентоспособности в условиях формирования международной системы продовольственной безопасности, задачу которой обострили мировой продовольственный и финансовый кризисы

Необходимы также 1. реструктуризация поддерживающих инструментов - не прямая поддержка предложения сельскохозяйственного производства - а косвенная поддержка спроса (продовольственные талоны),

Инструменты маркетинга территории ИНСТРУМЕНТЫ (по направления) - активизация общественных приемных - встречи с бизнесом и общественностью - посещение сельских сходов Имидж территории: - реклама возможностей территории - рекламные акции фермерства - ярмарки, дни района - поиск исторических, туристических мест с привлечением молодежи - издание буклета ИНФРАСТРУКТУРА: - мониторинг инфраструктуры - контроль средств на строительство и ремонт - налоговые льготы фирмам, вкладывающим в инфраструктуру

2. Обеспечение своевременности государственных интервенций проведение годовых аукционов по закупке зерна в государственные продовольственные фонды в третьем квартале года (в период уборки)

3. использование маркетинговых технологий при модернизации территориального управления на селе на основе 3 маркетинговых факторов: - имидж сельской территории (обеспечение привлекательности для стейкхолдеров и внешних инвесторов, потенциальных жителей и потребителей продукции и услуг), - расширения общественного участия, - формирования инфраструктуры, обеспечивающей расширение конкурентных позиций территории

Маркетинговые технологии обеспечивают - преодоление разобщенности сельской администрации и субъектов экономики, - формирование положительного восприятия миссии муниципалитета; - актуализацию нерешенных проблем, вовлечение сельского социума через сложившиеся формы общественного участия в поиски способов их решения (казачьи муниципальные и пожарные дружины).

Приоритетный фактор развития - инвестиции в человеческий капитал Но направленность Областной программы – удешевленные кредиты, т.е. опять «рыба», а нужна удочка! Необходимо наряду с решением демографической проблемы, развитием сельских школ, повышением качества здравоохранения привлекать молодых специалистов на село и вводить в школах обучение агропредпринимательству, формировать предпринимательские навыки. А после окончания школы через бизнес-инкубатор поддерживать началу собственного бизнеса льготными кредитами.

Путин 2 марта в Тамбове: 500 тыс. руб. подъемных за 2 года 750 выпускникам педвузов, которые поедут работать в отдаленные сельские районы, и квартира (за счет субъектов Федерации)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!