Методика развития устной речи
Одна из основных задач обучения неслышащих детей - формирование произносительной стороны устной речи. При обучении школьники осваивают: -навыки правильного пользования речевым дыханием; -голосом; -учатся воспроизводить звуковую и ритмико- интонационную структуры речи.
Коммуникативная стратегия обучения устной речи предполагает весьма широкое использование : -диалогов, отражающих типичные ситуации общения школьников; - слова; -словосочетания; - фразы; -слоги, словосочетания, звуки, звукосочетания.
Формирование произносительной стороны речи у неслышыщих детей осуществляется с с использованием аналитико-синтетического концентрического поли сенсорного метода (Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. 1981) Сочетает обработку целостного действия и составляющих его операций Имеет концентрический характер Основные единицы обучения – слова и фразы. Первоначальное обучение произношению глухих состоит из 2 х концентров
Осн. фонемы АОУЭИПТКФСШХВЛРМН Зам. фонемы Ый Ый П б т Д д к Г г фс З з ц щ ЖЧщЖЧ хвЛ л р-н
Применение концентрического метода расширяет фонетические рамки отбора речевого материала Способствует повышению речевой активности школьников Развивает мотивацию к овладению произношением.
Развитие у глухих школьников восприятия и воспроизведения устной речи представляет собой единый педагогический процесс, базирующийся на создании у них слухозрительно- кинестетической системы. Неоднородность контингента воспитанников по уровню слухоречевого развития требует на начальном этапе обучения дифференцированного подхода. При дифференцированном обучении реализуется индивидуальный подход к учащимся – учёт индивидуальных психофизических, личностных особенностей каждого ученика, уровня сформированности у него определённых навыков.
Спасибо за внимание!!!