История находки «Слово о полку Игореве» было найдено в начале 90-х годов XVIII века известным любителем и собирателем русских древностей А.И.Мусиным-Пушкиным. Первое, очень краткое сообщение о «Слове» было сделано известным поэтом того времени М.М.Херасковым в 1797 году, во втором издании его поэмы «Владимир». Затем о «Слове» несколько более подробно сообщил Н.М.Карамзин. С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них, предназначавшаяся для Екатерины II, дошла до нас. Кроме переписанного текста «Слова», екатерининский текст заключал в себе перевод, примечания и краткую справку о «Слове». В XVIII веке были сделаны еще и другие переводы, постепенно совершенствовавшие первый, в котором было много ошибок из-за явного непонимания древнерусского языка.
Слово о полку Игореве имеет традиционную для древнерусской литературы композицию (построение): зачин, основная часть, здравица в честь правителей. В развернутом зачине Слова... автор излагает свою точку зрения на описываемые им события. Он намерен рассказать о походе Игоря все как было, без прикрас, по былинам своего времени. Боян (народный певец) же, если хотел кому песню сложить, то не следовал былинам, а растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками, вел свое повествование очень поэтически, образно. Боян... не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны воскладал, они же сами провозглашали славу князьям. Автор намечает хронологические границы повествования Слова от старого Владимира (Святославича Киевского. Авт.) до нынешнего Игоря (Святославича Новгород-Северского. Авт.), который заострил сердце свое мужеством, исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. Начинается поход с грозного предзнаменования (солнечного затмения 1 мая 1185 года). Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что от него все воины тьмою покрыты. Но князь не внемлет предостережению Неба, говорит своим воинам: Братия и дружина! Лучше всем убитыми быть, чем плененными..., он не хочет бесславно дожидаться половцев, сидя дома. Ум князя уступил страстному желанию завоевать половецкие земли. С вами, сыны русские, хочу сложить свою голову, или испить шеломом (шлемом. Авт.) Дона. Намерение Игоря одобряет и его брат, Буй Тур (мужественный) Всеволод. И сказал брату Всеволод: Оба мы Святославичи, седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы, оседланы у Курска. А мои куряне опытные воины: под трубами повиты, под шлемами взлелеяны, концом копья вскормлены.... Встретившись с братом, Игорь вступил в золотое стремя, т.е. выступил в поход. (Автор упоминает о золотом шлеме, стремени, седле, подчеркивая княжеский титул Игоря.) В пути следования все предвещает князьям поражение:...свист звериный встал, взбился Див (божество половцев. Автор), кличет на вершине дерева... предупреждает своих о походе русичей. Уже не может быть речи о внезапности нападения, на которую так надеялся Игорь. Хищные птицы, волки, лисицы, предвкушая добычу, стремятся к войску. И рефреном (припевом) звучит фраза: О Русская земля! Уже ты за (пограничным) холмом !
Игорево войско ночует в степи, а наутро рассеивает передовые отряды половцев, захватывая богатую добычу и полон. Себе Игорь берет только боевые знаки врагов. Еще одна ночевка в степи. Дремлет в поле Олегово храброе гнездо. Далеко залетело! Не было оно в обиду порождено ни соколу, ни кречету, ни тебе, черный ворон, поганый половец! А между тем враги собираются огромными силами напасть на полки Игоря. С рассветом началось великое побоище. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает... Храбро бьются русичи. Куда ты, Тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, там лежат поганые головы половецкие... В лирическом отступлении, которым автор периодически прерывает, повествование, он вспоминает прошлое Руси и родоначальника нынешних князей Ольговичей Олега Святославича. Он своими походами положил начало междоусобий в Русской земле, этим принес страшные последствия для населения Руси, т.к. борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: "Это мое, а то мое же". И стали князья про малое "это великое" говорить, а сами на себя крамолу ковать, а поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую. Описываемая битва длилась два дня, и закончилась полным разгромом русских. И пошел плач по земле от Киева до Чернигова по убитым, а поганые восторжествовали и стали брать дань по белке от двора. Игорь-князь пересел с золотого седла в рабское, т.е. попал в плен, будучи раненым в руку. Автор показывает, что поражение Игоря оказалось очень тяжелым для всей Русской земли, т.к. оно уничтожило плоды предыдущего победоносного похода на половцев Святослава Киевского. В ночь гибели полка Игоря Святослав в Киеве видит смутный и тяжелый сон, будто одевают его в черные погребальные одежды, черпают вино синее, черпают пустыми колчанами жемчуг и сыплют ему на грудь, и всю ночь вороны граяли. Утром бояре растолковали князю его сон, сообщив о поражении Игоря. И опять возвращается автор к рассуждениям о междоусобицах и международном положении Руси. Святослав произносит золотое слово, осуждая Игоря и Всеволода, нарушивших феодальное послушание, что привело к новому нападению половцев на русские земли. Автор страстно призывает князей выступить за землю русскую. В лирическом отступлении он вспоминает первых русских князей, их многочисленные походы на врагов родины и противопоставляет им современное ему несогласие между братьями Рюриком и Давидом в сборах на половцев. Возвращаясь к повествованию об Игоре, автор показывает безмерную скорбь жены князя, Ярославны.
Ярославна обращается к силам природы, прося вернуть ей любимого. Как бы в ответ на мольбу ее бог путь кажет Игорю из плена в землю Русскую. Воспользовавшись относительной свободой, Игорь бежит от половцев. Сама природа помогает ему, указывая дорогу домой и препятствуя его преследователям Гзаку и Кончаку. Игорь благополучно возвращается на Русь. Его встречают с почестями. В конце Слова традиционная здравица князьям-участникам похода и дружине.
«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 году Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять Русскую землю. «Слово о полку Игореве» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость ее обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших села, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду несших с собою смерть и разрушение. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах. Однако идея единства Руси не умирает в XII веке. Она высказывается в летописях, провозглашается отдельными князьями, использующими ее популярность в своих эгоистических целях. Она реально поддерживается культурным единством русского народа, общностью русского языка на всей территории Русской земли, общностью народного творчества, судебных установлений, денежной системы единых повсюду. Идея единства Руси продолжала существовать в народе.
Вот как происходили события похода храброго князя небольшого Новгород- Северского княжества Игоря Святославича. С небольшими силами, не сговорившись с киевским князем Святославом, Игорь Святославич Новгород- Северский очертя голову, «не сдержав юности», как о нем говорит летопись, отправился в далекий поход на половцев, замыслив дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси далекую Тмутаракань, когда-то входившую в состав Черниговского княжества и находившуюся на месте нынешней Тамани. Игорь отправился в поход ранней весной 1185 года Кроме самого Игоря Святославича, в походе участвовали его сыновья и князь Святослав Ольгович Рыльский В походе, у берегов Донца, войско Игоря застало затмение считавшееся на Руси предзнаменованием несчастья, но Игорь не поворотил коней. У Оскала к войску Игоря присоединился его брат Всеволод буй тур (это прозвище дает ему автор «Слова») - князь Курский и Трубчевский. Застигнуть половцев врасплох, как рассчитывал Игорь, не удалось: неожиданно русские сторожа (разведчики) донесли, что половцы вооружены и готовы к бою. Сторожа советовали возвратиться. Но вернуться домой без победы Игорь счел позором и предпочел идти навстречу смерти.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. Русские преследовали половцев, захватили обоз и пленных. На следующий день с рассветом половецкие полки, подобно лесу («аки борова»), стали наступать на русских! Небольшое русское войско увидело, что оно собрало против себя всю Половецкую землю. Но и тут отважный Игорь не поворотил полков. Он произнес краткую ободряющую речь и приказал конным спешиться, чтобы пробиваться сквозь половецкие полки всем вместе и конной княжеской дружине, и пешему ополчению из крестьян. Трое суток день и ночь медленно пробивался Игорь к Донцу со своим войском. В бою он был ранен. Отрезанные от воды, воины были истомлены жаждой. На рассвете вспомогательные полки из осевших на Руси кочевников так называемые ковки дрогнули. Игорь снял шлем, чтобы быть узнанным, поскакал за ними, чтобы их остановить, но не смог их задержать и отдалился от своего войска. На обратном пути, на расстоянии полета стрелы от своего полка, он был пленен половцами. Схваченный, он видел, как жестоко бьется его брат Всеволод. Поражение Игоря Святославича имело трагические последствия для всей Русской земли. Никогда еще до этого русские князья не попадали в плен к половцам. Половцы приободрились и с новой энергией ринулись на русские княжества. «Отворились ворота на Русскую землю», по выражению летописца...
В плену Игорь пользовался относительной свободой и почетом. За него, как за раненого, поручился хан Кончак. Половец Лавр предложил Игорю бежать. Игорь сперва отказался пойти «неславным путем», но вскоре ему стало известно, что возвращающиеся с набега на русский город Переяславль половцы, обозленные неудачами, собираются перебить всех пленных. Игорь решил бежать. Время для бегства было выбрано вечернее, при заходе солнца. Игорь послал к Лавру своего конюшего, веля перебраться на ту сторону реки с поводным конем. Половцы, стерегшие Игоря, напились кумыса, играли и веселились, думая, что князь спит. Игорь перебрался через реку, сел там на коня и незамеченным проехал через половецкий стан. Одиннадцать дней пробирался Игорь до пограничного города Донца, убегая от погони. Приехав в родной Новгород-Северский, он вскоре пустился в объезд в Чернигов и в Киев, ища помощи и поддержки, и всюду был встречен с радостью.
Так рассказывают о походе Игоря Святославича летописи. В «Слове» же нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход Игоря против половцев и поражение его войска это для автора повод для глубокого раздумья о судьбах Русской земли, для страстного призыва объединиться и защитить Русь. Эта мысль единение русских против общих врагов и является главной мыслью про изведения. Горячий патриот, автор «Слова» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в князьях, которые не объединены, действуют порознь и разоряют родную землю, забывают общерусские интересы. Автор начинает свой рассказ воспоминанием о том, как тревожно было начало похода Игоря, какими зловещими знаками затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц он сопровождался. Сама природа как бы хотела остановить Игоря, не пустить его дальше.
Поражение войск Игоря автор не описывает подробно. В этом не было и необходимости, поскольку поражение Игоря было еще свежо в памяти у всех. Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, которому снится зловещий и непонятный сон. Бояре объясняют Святославу, что сон этот «в руку»: Игорь Новгород-Северский потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «золотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата, буй тура Всеволода, за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни, без сговора с ним, самонадеянно пошли на половцев. Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор видит их могущественными и славными. Но вот он вспоминает юную жену Игоря Ярославну. Он приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, тоскует и умоляет их о возвращении мужа. Как бы в ответ на мольбу Ярославны прыснуло море в полночь, закружились смерчи на море: Игорь бежит из плена. Описание бегства Игоря одно из самых поэтич ных мест в «Слове».
Заканчивается «Слово» радостно возвращением Игоря в Русскую землю и пением ему славы при въезде в Киев. Несмотря на то, что «Слово» посвящено поражению Игоря, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее Русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине. «Слово о полку Игореве» произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нем сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» все же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесенной речи или спетой исторической песни. «Слово» было с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» все то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.
«Слово о полку Игореве» стало главным явлением не только литературы древней, но и новой XIX и XX веков. Поэты не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. Опера А.П.Бородина «Князь Игорь» стала одним из любимейших произведений оперного слушателя. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. «Слово» переводили Жуковский, Майков, Мей, подготовительные материалы к переводу оставил Пушкин. Работы о «Слове» выходят в разных странах мира. Его поэтические достоинства приобрели ценителей во всех странах мира. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») Как называется описание природы, при помощи которого автор «Слова о полку Игореве» создает художественный образ Русской земли: «Кровавые зори свет возвещают, черные тучи с моря идут…», «Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля покрывает…»? пейзаж
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») Назовите художественный прием, позволивший автору «Слова о полку Игореве» наделять явления природы или неодушевленные предметы чертами живых существ: «тучи идут», «стяги глаголют» и т.д. олицетворение
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор «Слова о полку Игореве», уподобляя половецкого хана Гзака зверю: «Гзак бежит серым волком…». сравнение
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») «Засевались и прорастали усобицы, погибала жизнь Даждьбожьих внуков…». Какой художественный прием использовал автор «Слова о полку Игореве» в приведенном фрагменте? метафора
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») Как называется средство художественной изобразительности, которое используется в стилистике фольклорных произведений, а также в «Слове о полку Игореве»: «сабли каленые», «мечи булатные»? постоянный эпитет
Гзак бежит серым волком, Кончак ему путь указывает к Дону великому… На другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают, Черные тучи с моря идут, Хотят прикрыть четыре солнца, А в тучах трепещут синие молнии. Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дону великого! Тут копьям приломиться, Тут саблям побиться О шеломы половецкие На реке на Каяле, У Дона великого! …О Русская земля! ты уже за холмом! Вот ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами На храбрые полки Игоревы! Земля гудит, Реки мутно текут, Пыль поля покрывает, Стяги глаголют: Половцы идут от Дона, и от моря, И со всех сторон русские полки обступили. Дети бесовы кликом поля перегородили, А храбрые русичи перегородили червлеными щитами. Ярый тур Всеволод! Стоишь ты в бою, Сыплешь на воинов стрелами, Гремишь о шлемы мечом булатным! Куда ты, тур, поскачешь, своим золотым шлемом просвечивая, Там лежат поганые головы половецкие. Рассечены саблями калеными шеломы аварские тобою, Ярый тур Всеволод! («Слово о полку Игореве») Назовите средство художественной изобразительности, которое автор «Слова о полку Игореве» использует для создания образных определений в «золотом слове» Святослава: «Ваши храбрые сердца в крепкий булат закованы и в доблести закалены, что же сотворили вы моей серебряной седине!?». эпитет
сравнение аллитерация гипербола постоянныйэпитет
градация анафора сравнение
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
8 9
8 9