Городская целевая программа подготовки старших воспитателей-тьюторов по реализации стандарта в образовательный процесс ДОО Методист по дошкольному образованию Управления образования ИКМО г.Казани Морозова Марина Васильевна Информационно-методический отдел Управления образования ИКМО г.Казани
Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует дошкольные образовательные на организацию образовательного процесса в совершенно новом формате, что вызывает множество вопросов у педагогов об особенностях данной деятельности. Современный образовательный процесс в детском саду должен быть построен на значимых для развития дошкольников видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, музыкально- художественной, познавательно-исследовательской, продуктивной, коммуникативной, трудовой и других. 2
Актуальность Сегодня основная форма и ведущий вид деятельности – игра, а способ организации детских видов деятельности - совместная (партнерская) деятельность с детьми. Выстраивание деятельности в соответствии с новыми требованиями, выдвигаемыми ФГОС ДО, для большинства педагогов задача новая, требующая определённых знаний и квалификации, что и обуславливает актуальность и необходимость реализации данной целевой программы обучение старших воспитателей-тьюторов по реализации стандарта в образовательный процесс ДОО. 3
Проблема В настоящее время в городе Казани функционирует 318 дошкольных организаций, в которых работают более 6 тыс. педагогов. В условиях введения ФГОС дошкольного образования, когда системой непрерывного образования предполагается постоянный охват педагогов методической работой и повышение их квалификации каждые три года, возникает проблема сопровождения педагогов городской методической службой. 4
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ Теоретическая, методическая и психологическая подготовка старших воспитателей-тьюторов по внедрению ФГОС ДО в рамках муниципального образования. 5
Задачи программы 1. Формирование профессионально-компетентных педагогов дошкольного образования, готовых и способных на достаточном теоретическом и функциональном уровне решать задачи обновления дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО. 2. Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров на муниципальном уровне 6
Результат программы 1. повышение уровня теоретической и психологической подготовки педагогов; 2. формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта; 3. изучение новых образовательных программ, образовательного государственного стандарта; 4. изучение новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов, оказание помощи педагогам в самообразовании; 5. овладение информационно-коммуникационными технологиями; 6. для педагогов с активной позицией саморазвития (старшие воспитатели-тьюторы) - работа на доверии, возможность обмена опыта с коллегами, предложение работать углубленно по тому или иному направлению образовательной работы в рамках района и города. 7
Сроки реализации проекта учебный год (сентябрь-май) – теоретическая и практическая подготовка старших воспитателей-тьюторов по реализации ФГОС ДО. Июнь-август 2015 года – корректировка целевой программы в соответствии с изменениями в законодательстве РФ и РТ, в образовательной среде дошкольного образования учебный год (сентябрь-май) – реализация целевой программы в дошкольных учреждениях города (с изменениями и дополнениями). 8
Мероприятия Модуль 1. Нормативные документы, регламентирующие содержание образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (ДОО). Модуль 2. Основные подходы и принципы организации образовательной деятельности в ДОО. Конструирование оптимальной модели образовательного процесса в ДОО. Модуль 3. Содержание психолого-педагогической работы в ДОО. Модуль 4. Перспективное планирование образовательной деятельности в ДОО. Модуль 5. Календарное планирование образовательной деятельности в ДОО. Модуль 6. Современные требования к условиям реализации ООП ДО. Требования к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Модуль 7. Целевые ориентиры дошкольного образования как социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Психолого-педагогический мониторинг в ДОО. Модель 8. Планирование и организация системы взаимодействия с семьей в соответствии с современными требованиями. Модель 9. ИКТ-компетентность педагога ДОО. 9
Ресурсы старшие воспитатели высшей квалификационной категории на первом этапе реализации программы Кадры помещение и столы для проведения семинаров, лекций, тренингов мультимедийное оборудование для демонстрации презентаций. Материально- техническое оснащение пакет нормативно-правовых документов по введению ФГОС ДО пакет диагностических методик для проведения педагогического мониторинга практический материал по календарно-тематическому планированию рекомендации по календарному планированию воспитателя ДОО, анкеты, тесты, вопросники Научно- методическое обеспечение 10
Результаты Данная целевая программа может быть использована в методической работе старшего воспитателя ДОО, планирующего организацию тьюторских площадок внутри детского сада и методическое сопровождение воспитателей и специалистов внутри дошкольной организации. Тематика мероприятий может меняться и быть подобрана с соответствии в целями и задачами целевой программы. 11
Современные педагогические техники Педагогическая техника освоения нового понятия «Модель Фрейер» 12
Что от нас требует ФГОС? Пункт III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Пункт 3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Подпункт Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого- педагогические условия 13
Что от нас требует ФГОС? Подпункт Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста 14
Совместная деятельность взрослого и ребенка Это взаимодействие двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач. В качестве сущностных характеристик такой деятельности можно рассматривать общую мотивация, общую цель и результат, единое пространство взаимодействия, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого, более свободную (в отличии от традиционного занятия) форму организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).