Коджаспиров А.Ю. « « Роль и место Детского телефона доверия в решении психологических проблем детей и подростков.»» МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЦЕНТР ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Указанные особенности обуславливают стремительное развитие телефонного консультирования, которое намного опережает его осмысление. Простота и доступность установления контакта; Простота и доступность установления контакта; обеспечение анонимности и конфиденциальности обращения, обеспечение анонимности и конфиденциальности обращения, «не явность» психотерапевтического характера телефонной помощи, «не явность» психотерапевтического характера телефонной помощи, «эффект ограниченной коммуникации», «эффект ограниченной коммуникации», «эффект доверительности». «эффект доверительности». МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Преимущества телефонного консультирования
История становления телефонного консультирования 1948 г. психиатры Х. Хофф и Е. Рингель организовали центр «Врачебная помощь людям, уставшим от жизни»; Лондон, в 1953 году преподобный Питер Уэст из Клименсвудской баптисткой церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви Св. Стефана основали организацию «Самаритяне» В 1960 г. в Нью-Йорке была основана «Лига - спасите жизнь» в 1963 году в Сиднее, Австралия, преподобный Алан Уокер, глава Центральной методистской миссии, основал телефон «Линия Жизни»
Среди названий чаще всего используются следующие: «Кризисная линия» (Crises Line); «Горячая линия» (Hotline); «Линия помощи» (Help Line); «Телефон доверия»; «Линия жизни» (Life Line). Название «Телефон доверия» в Россию пришло из Польши и Чехословакии, где в 1967 г. независимо друг от друга в Гданьске и Вроцлаве возникли «Телефоны Доверия» для предотвращения самоубийств
Развитие телефонов доверия в России Инициатором этих служб выступила Э.Г. Амбрумова. первый телефон был организован в Ленинграде в 1981 г. на базе городского наркологического диспансера. В Москве «ТД» стал работать с 1982 г. В 1991 г. была учреждена «Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи» РАТЭПП. В настоящее время в России функционируют более 300 телефонов ЭПП.
Главная задача всех детских телефонов доверия в мире – работать на благо детей, нуждающихся во внимании и защите. Деятельность таких служб направлена на оказание поддержки детям и позволяет им обсудить свои проблемы, повышая уровень их безопасности
Абоненты ДТД
За гг. принято более вызовов В штате Службы – 30 человек: руководитель Службы; руководитель Службы; два супервизора; два супервизора; 26 психологов- консультантов; 26 психологов- консультантов; юрист широкого профиля. юрист широкого профиля. МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Детский телефон доверия ЦЭПП МГППУ
Почему для ребенка важным является именно «телефон психологической помощи» Доступен всегда и для любого ребенка; Можно говорить о своих проблемах без опаски; Не обязательно ставить в известность взрослых при возникновении проблем; При дискомфорте общения, всегда можно положить трубку.
Специфика обращений на ДТД МГППУ 15% 14% 13,5% 12% 38,5% 3% 4%
Специфика обращений детей и подростков в ДТД. семейная проблематика – 12% отношения со сверстниками – 11% проблемы взаимоотношений полов, учебные проблемы – по 8% травматическая ситуация, проблемы здоровья, проблемы сексуальной сферы, проблемы принятия себя – по 5% суицид, аддиктивное поведение, беременность/аборт, юридический запрос – по 1% другое – 37%
Специфика обращений взрослых конфликты родителей с детьми (семейная проблематика, в целом) - 35% учебные проблемы детей – 15% здоровье детей – 11% конфликты родителей с администрацией ОУ – 8% информационные звонки и справки о работе «Детского телефона доверия» и других служб – 31%
Обращения от педагогов запросы в основном связаны с предоставлением информации, каким образом им необходимо разрешить возникающие трудности в общении с детьми и с помощью, каких воздействий нормализовать ситуацию.
Возможности оказания психологической помощи по телефону Консультативная работа с детьми и родителями; психологическая поддержка абонента в трудной жизненной ситуации; психологическое просвещение по проблемам детско-родительских отношений; переадресация в другие социальные, медицинские, психологические службы.
Проблема обеспечения доступности услуг