Педагогический совет 2 Тема : «Создание условий для развития игровой активности дошкольников » «Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологии сюжетно – ролевых игр в разных возрастных группах.
Advertisements

Появились новые игровые роли: Бэтмен, полицейские, спасатели… Новым становится факт предпочтения ролей мультфильмов и фильмов (в основном зарубежных).
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ЧЕГО? КОГДА? КАК?
Методика ведения педагогических наблюдений Для чего? Когда? Как? Тарасова Н.В., ФГАУ»ФИРО», руководитель центра дошкольного, общего, дополнительного и.
Организация сюжетной игры в детском саду Презентация Ивановой Е.П.
МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ ДЛЯ ЧЕГО? КОГДА? КАК?
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду по Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А.
дс 174 Елецкая Т.В. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду
«Организация сюжетно – ролевой игры с учетом внедрения ФГОС»
Роль сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Липковский детский сад общеразвивающего вида 5.
Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным.
Игра – форма организации детской жизни. Этапы развития игры 2-3 года – сюжетно-отобразительная игра 3-5 лет – начальный этап сюжетно-ролевой игры 5-7.
Презентация на тему: « Организация и руководство сюжетно – ролевой игрой в детском саду» Презентация на тему: « Организация и руководство сюжетно – ролевой.
Стратегия поведения воспитателя при организации игры и конкретная тактика его взаимодействия с детьми в игре на разных этапах дошкольного детства 1.Приемы.
Роль воспитателя в повышении качества организации сюжетно- ролевых игр с детьми среднего дошкольного возраста Воспитатель 2 категории: Шахова Татьяна Васильевна.
Сюжетно-ролевые игры в развитии дошкольника. Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра имеет огромное.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Большое место в жизни старших дошкольников занимает режиссёрская игра с мелкими игрушками,
Воспитатель: Попова Лидия Александровна МДОУ 4 «Дружба» г.Новоузенск.
Сюжетно-ролевая игра «Банк». ИГРА – эта центральная деятельность ребёнка, имеющая место во все времена и у всех народов ; ИГРА – служит средством реализации.
Транксрипт:

Педагогический совет 2 Тема : «Создание условий для развития игровой активности дошкольников » «Переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии её педагогического сопровождения» Подготовлен: Старшим воспитателем ГБДОО 64 Выборгского района Л.Н.Ковальчук

«Вернитесь в своё детство, Побудьте с нами в нём, И лучшими друзьями мы взрослых назовём»

Цель Освоение педагогами ДОО принципа ФГОС ДО: «Игра- ведущая деятельность дошкольников». Направить педагогов на переход от стратегии педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой к стратегии ее педагогического сопровождения.

На что нужно обратить внимание современному педагогу? Во-первых, на то, что игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре. Во-вторых, на то, что изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать её особенности в педагогическом процессе.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры: Воспитатель должен играть вместе с детьми. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Как играть с детьми? Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов. В процессе воспитатель обращает внимание на начало игры (кто инициатор), на ход игры (как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете, какие игровые умения используются, на речевые проявления детей, что отражается в содержании игры, эмоции), конец игры (было ли логическое завершение и тд.)

Педагогическое руководство или педагогическое сопровождение игровой деятельности детей? Игровая позиция воспитателя включает в себя: -ярко выраженный интерес педагога к играм детей; -рефлексию как способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленить в ней игровые возможности; -инфантилизацию (способность на время превратится в ребенка) как способность устанавливать доверительные отношения с окружающими; -эмпатию как способность чувствовать игровые состояния других людей; -креативность как способность находить нестандартные пути достижения цели

Педагогическое сопровождение игровой деятельности детей включает в себя: Осуществление регулярной диагностики опыта игровой деятельности и ее результат; Наличие игровой позиции, сочетающая прямые и косвенные способы взаимодействия педагога и детей; Поэтапное изменение тактики педагогического сопровождения ребенка в игре (партнер-координатор-наблюдатель); Отбор содержания игр на основе интересов и предпочтений современных дошкольников; Ориентацию педагога на индивидуальные творческие проявления детей в игровой деятельности, их дальнейшее поэтапное стимулирование и развитие; Создание современной предметно-игровой среды.

Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевых игр предполагает: организацию совместной деятельности и сотворчества воспитателя и детей по подготовке к игре: накопление содержания для игр, моделирование возможных игровых ситуаций, творческое создание обстановки для игр; организацию совместных игр воспитателя и детей, в которых происходит освоение новых игровых умений и нового содержания; создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой игровой деятельности детей.

Этапы педагогической технологии I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребенка с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается). II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей. III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек): Предметы оперирования, Игрушки – персонажи, Маркеры (знаки) игрового пространства

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.).Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях.

«Игрушки – персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п. Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) уменьшаются в размерах.

«Маркеры (знаки) игрового пространства» – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление – изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Второе направление – изменение крупных маркеров в сторону всё большей условности.

Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре

Задачи пед.взаимодействия Содержание педагогического взаимодействия Обогащение содержания с/р игры; развитие эмоционально отношения к людям Чтение детской художественной и познавательной литературы. Беседы по содержанию прочитанного, рисование, «словесное рисование» представителей разных профессий. Наблюдение за деятельностью и отношением людей. Создание банка идей Сотворчество воспитателя и детей: придумывание ситуаций взаимодействия между людьми, событий; соединение реальных и фантастических персонажей в одном сюжете. Фиксирование придуманных ситуаций, событий при помощи рисунков, пиктографического письма, записывания воспитателем под диктовку детей и пр. Создание предметно- игровой среды в соответствии с банком идей Детское коллекционирование. Сотворчество воспитателя и детей в продуктивной и художественной деятельности. Организация совместной с/р игры воспитателя и детей Педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре на основе выполнения одной из ролевых позиций. Организация самостоятельной с/р игры детей Наблюдение за самостоятельными играми детей: воспитатель оказывает педагогическую поддержку только тогда, когда возникают трудности в согласовании замыслов или конфликтные ситуации, осуществляет определение задач развития игры на перспективу.

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ (ПО КАЖДОЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ) И ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями

Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно- содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка.

К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие: Творческая инициатива коммуникативная инициатива познавательная инициатива инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень: 3-4 года 2 уровень: 4-5 лет 3 уровень: 6-7 лет Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие ( цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки В рамках наличной предметно- игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы- заместители в условном игровом значении. Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки Имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбини­рует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки Комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте(словесном -история, предметном -макет, сюжетный рисунок).

Спасибо за внимание! Творческих успехов!