Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг
Критерии СДВГ НевнимательностьГиперактивностьИмпульсивность Часто неспособен удерживать внимание на деталях Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. Обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома Легко отвлекается на посторонние стимулы. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. Часто проявляет бесцельную двигательную активность бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». Часто бывает болтливым. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры).
Противоречие Импульсивность, невнимательность ребенка Нормативность отношений и поведения в социуме
Алгоритм формирования самоконтроля 1.Формирование мотивационной установки (для чего необходимы требуемые действия). 2.Совместная взрослого с ребенком выработка правил выполнения действия (поведения) и их символического обозначения. 3.Осуществление внешнего контроля взрослым выполнения правил с использованием символов. 4.Самоконтроль ребенком за выполнением правил с опорой на символы. 5.Перенос сформированного действия самоконтроля в различные ситуации.
Противоречие Импульсивность, невнимательность ребенка Нормативность отношений и поведения в социуме
Преимущества и ограничения метода Преимущества и ограничения метода Универсальность Широкий диапазон применения Активная позиция ребенка Совместная взрослого и ребенка деятельность по разрешению проблемы Минимальность временных затрат Комплексный подход в решении проблемы (родители, педагоги, психологи, врачи) Обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей