Деятельностный подход в обучении младших школьников «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти дальше, что дело преподавания есть искусство, а развитие и совершенствование бесконечны…» К. Д. Ушинский Тульская М.В.
«Подход» в педагогике – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания, т. е. методы, формы, приемы обучения. «Подход» в педагогике – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания, т. е. методы, формы, приемы обучения. «Деятельный» – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С. И. Ожегов,1990 год) «Деятельный» – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С. И. Ожегов,1990 год) «Деятельность» – активное взаимодействие человека с окружающей средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива «Деятельность» – активное взаимодействие человека с окружающей средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива «Действие» – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. «Действие» – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут. Тульская М.В.
Виды деятельности предметнаяигроваяучебнаяпознавательнаятрудовая Тульская М.В.
Структура деятельности цели мотивы, потребности средства результаты деятельности отношение к результату Тульская М.В.
Педагогические условия реализации деятельностного подхода в обучении Принцип природосообразности – следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития (самовоспитание, самообразование, самообучение) Принцип непрерывности – предполагает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, содержания, методики Принцип гуманизации – заключается в полном признании гражданских прав учащегося и ставит педагога и ученика на одну ступень – ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе-обществе, самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, способности к систематическому перебору вариантов и выбору вариантов Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности Принцип минимакса заключается в том, что в УМК предлагается содержание образования на максимальном (творческом )уровне и обеспечивается его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний) Тульская М.В.
Типы современного урока при деятельностном подходе в обучении младших школьников 1. У рок изучения знаний и способов действий 2. У рок закрепления знаний 3. У рок комплексного применения знаний 4. У рок обобщения и систематизации 5. У рок проверки, оценки и коррекции способов действий Тульская М.В.
Формирование цели учебного занятия заключается в установлении оптимального соотношения между содержанием цели и уровнем ее реализации (усвоением). Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную деятельность. Учитель должен не просто давать знания ученику, но и стимулировать его активную деятельность. Тульская М.В.
Урок 1 типа (урок изучения знаний и способов деятельности) Урок 1 типа (урок изучения знаний и способов деятельности) Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятия..... Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися понятия..... Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания Урок 2 типа (урок закрепления) Урок 2 типа (урок закрепления) Организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученной информации и упражнениям в ее применении по образцу и в измененной ситуации. Сформировать умения учащихся в применении понятий....., в решении задач.... Организовать деятельность учащихся по воспроизведению полученной информации и упражнениям в ее применении по образцу и в измененной ситуации. Сформировать умения учащихся в применении понятий....., в решении задач.... Урок 3 типа (урок комплексного применения знаний) Урок 3 типа (урок комплексного применения знаний) Организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу комплекса знаний и способов действий в измененную и новую ситуацию. Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме.... на основе организации деятельности учащихся по применению знаний и способов действий в новой измененной ситуации. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу комплекса знаний и способов действий в измененную и новую ситуацию. Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме.... на основе организации деятельности учащихся по применению знаний и способов действий в новой измененной ситуации. Урок 4 типа (обобщения и систематизации) Урок 4 типа (обобщения и систематизации) Включить знания и способы действий учащихся в уже имеющуюся у них систему действий. Установить внутрипредметные и межпредметные связи. Включить знания и способы действий учащихся в уже имеющуюся у них систему действий. Установить внутрипредметные и межпредметные связи. Урок 5 типа (урок проверки, оценки и коррекции способов действий) Урок 5 типа (урок проверки, оценки и коррекции способов действий) Выявить уровни усвоения знаний учащихся. Выявить уровни усвоения знаний учащихся. Тульская М.В.
Чтобы осуществить деятельностный подход в обучении младших школьников, ребенок должен участвовать в каждом шаге обучения – решать учебные задачи. Чтобы осуществить деятельностный подход в обучении младших школьников, ребенок должен участвовать в каждом шаге обучения – решать учебные задачи. Ученик должен стать не объектом, а субъектом обучения. Ученик должен стать не объектом, а субъектом обучения. Учителю же отводится роль управленца и организатора этого деятельностного подхода. Учителю же отводится роль управленца и организатора этого деятельностного подхода. Тульская М.В.