Вариативность как необходимое условие для индивидуализации в рамках единого образовательного пространства РФ Воронцов Алексей Борисович, 26 февраля 2015 года г. Красноярск «Современная дидактика и качество образования: в каких институциональных формах достигаются индивидуальные образовательные результаты?»
Термины, используемые в докладе в контексте образования Вариативность – это отказ от унификации, возможность выбора всеми участниками образовательного процесса содержания, способов, форм, темпа, уровня и т.п. образования; Индивидуализация – возможность построения САМИМ учащимся собственной (индивидуальной) маршрута, программы обучения (в пределе образования); Индивидуальные образовательные результаты – те необходимые результаты, которые определил учащийся САМ для решения своих личностно значимых, профессиональных, общественных задач; Единое образовательное пространство – пространства многообразия путей достижения целей, поставленных государством и обществом перед образованием.
Вопросы для рассмотрения: 1. Ключевые институциональные сдвиги, оказавшие влияние на массовое общее образование: положительные и отрицательные сдвиги 2. Причины неэффективности положительных сдвигов и «реваншизм» в образовании 3. Возможные пути развития массового общего образования в ближайшие десять лет
Сложившаяся ситуация в образовании за последние 23 года Советско-российское педагогическое образование СТАНДАРТЫ ПО бакалавр, магистр ВНИК ЗАКОН РФ «Об образовании» Вариативность систем ФГОС ФЗ-273 Об образовании 2012 Сообщество инновационных практик (10-15%) Массовая традиционная практика ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ СОВЕТСКАЯ ДИДАКТИКА
Вариативность в образовании – главное «завоевание» 90-х годов годы – правильное понимание – вариативность подходов, систем (система РО: Занкова, Эльконина-Давыдова, школа Толстого, Монтессори, Вальдорфская школа, школа Диалог культур. Ключевое слово: ШКОЛА в широком его понимании) 1996 – по настоящее время – неправильное понимание – наличие большого количества УМК и учебников, которые реализуются в традиционной классно-урочной репродуктивной системы образования ВЫБОР ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ, учебные пособия ??? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ???? ВЫБОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ???? ВЫБОР ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ???
От такого понимания вариативности «народ устал» и «не увидел» новых результатов Альтернативные системы обучения, отдельные инновации Наличие классно-урочной системы обучения, традиционного УП, традиционного расписания УЗ, традиционного оценивания внутришкольного управления и контроля, внешняя оценка Многообразие учебников Наличие классно-урочной системы обучения, традиционного УП, традиционного расписания УЗ, традиционного оценивания внутришкольного управления и контроля ВЫВОД: отсутствие научно-педагогического сопровождения, отсутствие адекватного инструмента оценки, содержательного анализа разной результативности обучения при разных подходах может действительно привести к замене «вариативности» на «единообразие» в образовании. Мы не смогли убедить, показать, научно обосновать необходимость вариативности, ее эффективность и результативность МНОГООБРАЗИЕ задает «поле» возможностей, но и «большую головную боль». Невозможно справиться с «вариативностью» старыми способами оценки
Альтернативная система текущего контроля и промежуточной аттестации (системы оценивания) на уровне образовательной организации (ст.15, п.3) (ст.28. п.3.10), НО НЕ ПРИЗНАЕТСЯ НА МЕСТАХ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД: -наличие одной (единой шкалы оценивания); -балльное оценивание; -средняя унифицированная оценка; -накопительная система за определенный период; -оценка предметных знаний традиционным способом; -оценка относительно общей нормы; -Вне возрастное оценивание Альтернативные образовательные системы образования АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПОДХОД: -наличие нескольких параллельных оценочных школ; -разведение формирующего и суммативного (итогового оценивания); -критериальное оценивание; -оценка учебных и внеучебных достижений; -оценка индивидуального прогресса через дельту; -Акцент на возрастные возможности школьника Варианты традиционного образования, УМК Выводы: 1)замена пятибалльной школы другими балльными шкалами не изменила «философию» оценки. На уровне школы право альтернативной оценки есть, на уровне государства нет; 2) Менять систему оценивания без изменения всех остальных элементов содержания и организации образовательного процесса не дает нужного эффекта и не повышает качества образования, а, наоборот, может его повышать; 3)Система оценки мощный рычаг изменений в образовании; 4)Отсутствие всероссийской системы оценки качества образования тормозит качественные изменения во всем секторе общего образования
«Свой» учебный план как механизм реализации основной образовательной программы ступени ОО 1998, 2004 годы БФУП – базисный федеральный учебный план Рабочий учебный план школы (школьный компонент до 10%) – примерный учебный план, общее количество часов Рабочий учебный план школы (от 20 до 30% - вариативная часть) Региональные службы РОСОБРНАДЗОРА
Форма обучения – как условия индивидуализации образования Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная) ст.17,34 ФЗ-273 Сетевые формы основных образовательных программ ст.17 ФЗ Электронное обучение и дистанционные формы обучения Нормативно- подушевое финансирование, санитарно- гигиенические правила,
Отрицательные институциональные изменения на эффективность и качество образования Финансово-экономический блок (нормативно-подушевое финансирование, НСОТ, конкурсные процедуры, укрупнение школ) ГИА в форме ОГЭ и ЕГЭ с использованием стандартных традиционных тестов Системно-деятельностный подход и ФГОС в целом Подходы к экспертизе учебников, в том числе электронных учебников
Выводы, вопросы и предложения ? Выводы: отсутствие научно-обоснованных инноваций и изменений в образовании, большая часть изменений происходит из-за финансово-экономической целесообразности. Такой подход опасен возвратом к «исходным позициям» – «унификации и единообразию»: единый учебник, единый учебный план, единые каникулы, единая информационная среда, единая форма, единое мышление.
Вопросы к СЕДЬМОЙ конференции: 1. Может ли в современных условиях вариативности, разнообразных подходов, образовательных систем быть ОДНА дидактика? Можно ли сформулировать общие принципы обучения для всех направлений образовательных систем? 2. Новый вопрос: Нужна ли дидактика вообще как отрасль педагогической науки? Кто использует дидактику в педагогической деятельности: авторы учебников? Руководители школ? Педагоги? Может нужна НЕ ДИДАКТИКА? Нужны описания технологий к разным системам и подходам? Не приведет ли ЕДИНАЯ дидактика к унификации? 3. Возможно ли обсуждать в рамках дидактики отдельные ее элементы: контрольно-оценочная деятельность, индивидуализация, проектная деятельность? Если отдельные элементы необходимо встраивать в общую систему образования?
Предложения: Задать описание частных дидактик (технологий). Пора уже в тексты наши превращать в монографии: -принципы обучения и учения: -принципы отбора содержания образования; -подходы к конструированию и проектированию образовательных программ; -подходы к описанию образовательных результатов; -требования к контрольно-измерительным материалам; -требования к способам и формам организации ОП; -принципы и подходы к учебно-методическим материалам; -способы и формы повышения квалификации педагогов; -подходы к внутришкольному управлению и мониторингу реализации этого подхода (системы)
Предложения: Вариативность подходов, систем, а не вариативность школ и педагогов. Нужны несколько примерных образовательных программ от количества образовательных систем (подходов); Отделить инновационное крыло от массовой школьной практики. Дать широкие полномочия для реализации своих программ, со своей аккредитацией и т.п.