Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ
1. Понятие лекции и её функции. 2. Условия эффективности лекционного метода. 3. Ведущие дидактические цели и формы лекции.
1. Понятие лекции и её функции 1. Что вы понимаете под лекцией? 2. Какие функции выполняет лекция?
Лекция – ведущая форма организации обучения. Она способствует реализации следующих функций обучения: ориентирующей – позволяет акцентировать внимание студентов на основных положения учебного материала, его роли и значимости в учебной и будущей профессиональной деятельности, на методах его усвоения и т.п.; информативной – в ходе лекции преподаватель раскрывает сущность основных научных фактов, положений и выводов и т.п.; методологической – в ходе лекции сравниваются и сопоставляются методы исследования, выявляются принципы научного поиска и т.п.; воспитательной – лекция призвана возбудить эмоционально-оценочное отношение к учебному материалу и т.п.; развивающей – способствует развитию познавательного интереса, способности к логическому рассуждению и доказательствам и т.п..
2. Условия эффективности лекционного метода Выполнение дидактических требований составление детального плана лекции; четкое и ясное для обучающихся структурирование занятия (выделение введения, основных вопросов и ключевых моментов, заключения и выводов) и рациональное дозирование материала в каждом из разделов; сообщение темы, цели, задач и плана лекции, литературы для самостоятельного чтения; формулирование кратких обобщающих выводов после освещения каждого пункта плана; обеспечение логической связи при переходе от одной части лекции к другой; выделение (за диктовка) того, что следует записать: основные понятия, определения, даты, факты и пр.; сочетание лекции с семинарскими и др. практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются ее отдельные положения. Использование средств обучения Видео Графопроектор Флип-чарт n... Использование средств обучения Видео Графопроектор Флип-чарт n... Использование форм активного обучения Проблемная лекция Лекция – конференция Лекция без конспекта – размышление вслух Авторская лекция Лекция – дискуссия Лекция с применением техники обратной связи Лекция с разбором конкретных ситуаций Лекция - диалог Использование форм активного обучения Проблемная лекция Лекция – конференция Лекция без конспекта – размышление вслух Авторская лекция Лекция – дискуссия Лекция с применением техники обратной связи Лекция с разбором конкретных ситуаций Лекция - диалог
Педагогическая техника Нужно двигаться по аудитории, а не стоять все время за кафедрой, менять интонацию, пользоваться, но в меру, жестикуляцией. Нужно излагать материал живым образным языком, с примерами и сравнениями. Нужно показать интерес к своему предмету и к тому, как и что усвоят студенты: такая преданность делу наверняка их воодушевит. Нужно выбрать оптимальный темп изложения учебного материала: он должен соответствовать уровню подготовки студентов и не быть слишком ускоренным, чтобы позволить им записать основные положения лекции.
Внесение в лекцию элемента участия студентов: Задавать вопросы и использовать ответы студентов, подчеркивая при этом их значимость. Временно разрешать свободный обмен мнениями, что снимает напряженность внимания и дает эмоциональный заряд. Разбирать конкретные, в том числе проблемные ситуации, приводить примеры из повседневной жизни. Побуждать студентов задавать вопросы. Делать сравнения, сопоставлять новые факты и положения с тем, что изучалось ранее.
3. Ведущие дидактические цели и формы лекции Ведущая дидактическая цель учебного занятия Форма лекции, ее характерологические особенности Обеспечение ориентировочной основы действий студента по овладению учебной информацией в рамках предмета. Вводная лекция. Является мотивационным этапом в структуре обучения. Ее назначение – сформировать первичное целостное представление о содержании учебной дисциплины, ее, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности, сориентировать студентов в системе работы, ознакомить с методикой и организацией предстоящей самостоятельной работы, уточнить сроки и формы отчетности и оценки. Формирование представлений по учебной теме Информационная лекция. Это самый традиционный вид лекции: монологическое последовательное изложение учебного материала в соответствии с планом лекции.
Техника постановки вопросов на лекции Примеры В чем заключается, на ваш взгляд, отличие (сходство) в подходах к …? Возможно ли…? Согласны ли вы с утверждением о …? В чем заключается, на ваш взгляд, отличие (сходство) в подходах к …? Возможно ли…? Согласны ли вы с утверждением о …? Какими знаниями по данной теме вы уже владеете? Назовите.... Изложите... Как вы думаете, потребуются ли эти знания в вашей будущей проф деятельности? Какими знаниями по данной теме вы уже владеете? Назовите.... Изложите... Как вы думаете, потребуются ли эти знания в вашей будущей проф деятельности? Вопросы – эффективный способ активизации студентов «введения» их в новую тему Тип вопроса Проблемные вопросы Фокусирующие вопросы Педагогические задачи Актуализация и воспроизведение знаний; активизация внимания; установление связи с тем, что студенты уже знают и что им предстоит освоить по данной теме. Актуализация и воспроизведение знаний; активизация внимания; установление связи с тем, что студенты уже знают и что им предстоит освоить по данной теме. Подведение студентов к противоречию с целью самостоятельного поиска решения проблемы; побуждение к рассмотрению проблемы с различных позиций; побуждение к сравнению, обобщению, анализу и т.д. Подведение студентов к противоречию с целью самостоятельного поиска решения проблемы; побуждение к рассмотрению проблемы с различных позиций; побуждение к сравнению, обобщению, анализу и т.д.