Организация групповой формы работы «Мы все работаем друг для друга. Мы в одной лодке - или вместе выплывем, или вместе утонем» Винокурова Ольга Анатольевна учитель информатики МБОУ лицей «МОК 2»
Основной принцип организации Позитивная взаимозависимость членов группы от формы поощрения (либо все поощряются одинаково, либо никак) от источников информации (общий материал, разделенный на несколько частей) от единой цели (у каждого отдельное задание, результаты объединяются)
1) Подготовка к выполнению группового задания Формирование учебных групп Постановка познавательной задачи Инструктаж о последовательности работы 2) Групповая работа Знакомство с материалом, планирование работы в группе Распределение заданий внутри группы Индивидуальное выполнение задания Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения) 3) Заключительная часть Сообщение о результатах работы в группах Анализ познавательной задачи, рефлексия Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Технологический процесс
по желанию Разделиться на группы по … человек Разделиться на … равные группы по выбору «лидера» случайным образом жребий, сидящие рядом и т.д. по определенному признаку (по первой букве имени, по знаку зодиака и т.д.) по выбору учителя достигшие минимального уровня, достигшие общего уровня, вышедшие на творческий уровень одноуровневые и разноуровневые Способы создания учебных групп Детей, отказывающихся работать в группе, не принуждать!
Организатор (лидер) Секретарь Помощник секретаря Спикер Помощник спикера Хранитель времени Социальные роли Бодрила Поощритель Заводила Координатор Инструктор SOS-директор Мудрец Идеолог Секретарь Методолог Ответственный за тишину Завхоз
по структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было разделить на отдельные подзадачи и подпункты; содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций; одинаковое для всех групп или у каждой группы свое при определении объема задания, учесть время на обсуждение решения в группе Отбор учебного материала
Вся группа отчитывается назначенному учителем ученику Вся группа отчитывается учителю «Публичная защита» - один представитель группы по выбору выходит к доске и рассказывает свою задачу всему классу Отчет о работе групп
оценка самооценка взаимооценка оценка руководителя оценка учителя КИУ оценка взаимодействия Оценка работы группы
Сумма складывается из мнения руководителя группы, умноженного на 2, и суммы мнений остальных членов группы. При подсчете среднего сумма делится не на 4 (количество учеников), а на 5 (количество мнений); для группы из n учеников сумма делится на (n + 1). Коэффициент индивидуального участия ФИО ученика Вклад (в процентах): Сумма, % Средний % (: 5) КИУ Мартынов РешетниковМихайлова Кладченко Мартынов ,04 Решетников ,28 Михайлова ,88 Кладченко ,80
Разновидности групповых технологий Групповой опрос на этапе повторения и закрепления материала перечень вопросов готовит учитель консультант проводит опрос каждого члена группы один отвечает, остальные дополняют и оценивают Метод пилы на этапе изучения нового материала смысловое деление учебного материала на фрагменты каждый занимается отдельным вопросом встреча экспертов обмен знаниями внутри группы каждый должен знать ответ на любой вопрос
Разновидности групповых технологий Проблемы по кругу Учитель выбирает несколько проблем, относящихся к изучаемой теме. Каждую записывает на отдельном листе. Число проблем = числу групп. Каждая группа получает лист с одной из проблем. Обсуждает и решения записывают на другом листе. По сигналу учителя листы с проблемами передаются по кругу следующим группам. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах. Второй сигнал – листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух групп) передаются третьим группам. Они выбирают самый, с их точки зрения, удачный. Ораторы групп кратко докладывают о результатах работы и обосновывают свой выбор.