Практическая работа. Консультации. Тренинг Лекция 8.
План: Консультация Общее представление о психологическом тренинге. Преимущества групповой формы работы Специфические принципы тренинговой работы Руководство группой Методика подготовки и проведения тренинга
Консультации: классификация, подготовка и проведении. На консультации отводится 4% от всех часов на предмет очникам, 12% заочникам на каждую группу; кроме того, по 2 часа на группу перед экзаменом В практике сложилась такая классификация консультаций: а) по содержанию: проблемные, обзорные, методические, теоретические (что учить); б) по назначению (функциям): пред семинарские, пред зачетные. пред экзаменационные; в) по объему (масштабу): поточные, межгрупповые, групповые, ин дивидуальные. г) по организации – по инициативе обучаемых, по инициативе педагога Проблемные консультации призваны оказать помощь в усвоении наиболее сложных проблем, вопросов, источников. Обзорныеохватывают материал ряда тем или раздела учебного предмета. Методические раскрывают методику изучения литературы, учебного материала или написания реферата, контрольной, курсовой, выпускной или дипломной работы.
Методика консультации. В педагогической практике сложился определенный комплекс методических правил проведения консультаций. Уважать обучаемых. Преподаватель не должен отождествлять знания студентов со своими и спокойно реагировать на любые (по сложности) вопросы. Не идти на поводу У обучаемых. Иногда студенты стараются использовать консультацию для получения ответов на вопросы, не вызывающие сложностей или охватывающие весь перечень вопросов семинара, зачета, экзамена. Быть честными со студентами и с самим собой. Любой педагог может встретиться с таким вопросом, на который или не знает ответа, или знает очень приблизительно. В этом случае честнее отказаться от ответа, пообещав сделать это в следующий раз. Консультация не повторение лекции. Нельзя читать лекции во время консультации надо задавать вопросы и отвечать на них, надо советовать, а не научать. Нельзя стесняться просить помощи у более опытных коллег.
Психологический тренинг форма активного обучения навыкам поведения. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Для отработки полученных навыком применяются ролевые игры и другие методы.
Соотношение понятий "психотерапия", "психокоррекция" и "обучение"
Специфические принципы тренинговой работы Принцип активности Принцип исследовательской творческой позиции Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип партнерского (субъект- субъектного) общения.
Каковы ролевые функции руководителя? Эксперта Катализатора Аранжировщика Образцового участника.
Методика подготовки и проведения тренинга Цели тренинга Участники тренинга Составления плана План обучения План упражнений Самоконтроль Проведение тренинга Оценка тренинга
Вопросы для закрепления: Укажите преимущества групповой формы работы Перечислите характеристики групповой формы работы? Благодаря какому механизму, в процессе групповой работы наблюдая за ходом групповых взаимодействий участник может использовать результаты этих наблюдений при оценке собственных эмоций и поступков Укажите разновидности учебных консультаций Укажите ролевые функции руководителя в процессе групповой работы