Процессуальные аспекты формирования метапредметных и предметных результатов ФГОС ООО Васильченкова Т.В., зав. кафедрой ТОВиДО
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. (ФГОС ООО, Общие положения, пункт 5)
Учебная деятельность Учебная деятельность – это деятельность ученика, направленная на освоение им самим новых знаний, умений и способностей
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Определяю, что я не знаю, что не умею. Определяю, какие новые знания нужно усвоить, какие новые умения выработать. Приобретаю новые знания и новые умения. Фиксация своей проблемы Пробное действие Постановка целей Реализация целей
1. Организация понимания учащимися необходимости освоения новых знаний и умений 1 Пространство развивающей деятельности (РД) РД
Организация мотивации учащихся к учебной или развивающей деятельности
1 2 3 УД РД 3. Организация понимания учащимися необходимости освоения конкретного знания и умения Пространство учебной деятельности (УД)
УД РД 4. Организация мотивации учащихся на освоение конкретного знания и умения
УД Д РД 5. Организация понимания учащимися функции (назначения) пробного действия Пространство конкретного (пробного) учебного действия (Д)
УД Д РД 6. Организация мотивации учащихся на осуществление пробного действия
УД Д РД 7. Организация выполнения пробного действия
УД Д РД 8. Организация контроля результатов пробного действия.
УД Д РД 9. Организация фиксации учащимися затруднений в выполнении пробного действия либо в обосновании правильности выполнения задания
Р1Р1 УД Д РД 10. Организация рефлексивного выхода с целью осознания учащимися причин затруднений и построение проекта учебных действий, направленных на их преодоление Пространство рефлексии конкретного учебного действия (Р 1 )
Р1Р1 УД Д РД 11. Организация рефлексии учебных действий
а 15 Р1Р1 УД Д РД 11. а. Реконструкция реальных действий учащихся в ситуации пробного действия и фиксация отсутствия правильного способа действий
а б в 15 Р1Р1 УД Д РД 11 б); 11 в) Выявление причин затруднения и фиксация проблем б) Что я не знаю? в) Что я не умею?
а б в Р1Р1 УД Д РД Какие новые знания нужно усвоить, какие новые умения выработать? 12. Организация процесса постановки целей и задач учебной деятельности по освоению новых знаний и умений
а б в Р1Р1 УД Д РД 13. Организация знакомства учащихся с новыми объектными и оперативными знаниями
а б в Р1Р1 УД Д РД 14. Организация знакомства учащихся со способом применения новых знаний при решении нового класса задач
а б в Р1Р1 УД Д РД
а б в = Р1Р1 УД Д РД
а б в = 17 Р2Р2 Р1Р1 УД Д РД
17. Организация общей рефлексивной оценки результатов учебной деятельности а б в = 17 Р2Р2 Р1Р1 УД Д Какие цели были поставлены? Удалось ли освоить новые знания? Удалось ли сформировать у себя новые умения? Над чем ещё стоит поработать? РД
РИРО, 2015