Инновационное обучение в школе- системно-деятельностный подход: понятие, дидактические принципы, технологии. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 28» учебный год Составитель: Маганева Е.А., учитель начальных классов, зам.директора поУВР.
План заседания педагогического совета 1. Вступительное слово. Директор школы: Дикун Е.И. 2. Основные задачи современного образования в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Зам. директора по УВР: Маганева Е.А. 3. Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса: понятие, дидактические принципы, технологии. Из опыта работы учителей начальных классов: 4. «Формирование творческих компетенций учащихся как средство реализации системно - деятельностного подхода в начальной школе». (Мозикова О.А.) 5. Реализация системно-деятельностного подхода средствами проектной деятельности (Назарова И.В.). 6. Деятельностная технология (Буданчикова И.Г.) Зам. директора по УВР: Кириллова Н.В. 7. Подведение итогов 1 четверти.
Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава… А. Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в., последователь Песталоцци
Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы Метапредметные Личностные Предметные Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания Основы системы научных знаний. Опыт «предметной» деятельности по получению и применению нового знания Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Усвоенные межпредметные понятия и УУД. Управление своей деятельностью, самостоятельность. Речевая деятельность, навыки сотрудничества. Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д. Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.
Системно-деятельностный подход как концептуальная основа ФГОС общего образования Обеспечивает: формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий
Ученые – основоположники теории системно-деятельностного подхода Л.С. ВыготскийА.Н. ЛеонтьевД.Б. Эльконин П.Я. ГальперинВ.В. Давыдов
Деятельность Мотивация Пробное действие Затрудне- ние Реализация проекта Само- контроль Само- оценка Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности (Л.Г. Петерсон)
Дидактические принципы построения урока в режиме системно- деятельностного подхода Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Особенности урока в рамках деятельностного подхода
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода
Технология, основанная на создании учебной ситуации Технология проектного обучения Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Информационные и коммуникативные Технология деятельностного метода
Проектирование урока с применением технологии деятельностного метода Этапы урока Организующая роль учителя 1Мотивация к учебной деятельности Создают условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). 2Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими. 3Выявление места и причины затруднения Организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. 4Построение проекта выхода из затруднения Организует процесс открытия нового знания, где учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, строят план достижения цели, выбирают метод разрешения проблемной ситуации.
5Реализация построенного проекта Организует: обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися; выбор оптимального варианта, который фиксируется вербально и знаково. Уточняет характер нового знания. 6Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Организует усвоение учениками нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием (фронтально, в парах или группах). 7Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Организует самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия и самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Создает, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха. 8Включение в систему знаний и повторение Организует выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. 9Рефлексия учебной деятельности. Организует оценивание учащимися собственной деятельности, фиксирование неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не только совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.