Эвристическое обучение
Эвристическое обучение - обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания (А.В.Хуторской). Эвристическое обучение для ученика непрерывное открытие нового (эвристика - от греч. heurisko - отыскиваю, нахожу, открываю).
Традиционное обучение Проблемное обучение Эвристическое обучение Получает знания применяет Специальные познавательные задачи-проблемы Известное решение Передача опыта прошлого Темы и предметы интеллект Конструирует знания Расширяет проблемное обучение неизвестный результат Создание личного опыта и продукции Универсально (во всех школьных предметах) Ставит собственные цели Открывает знания Составляет план своих знаний Личная позиция в решении проблем Развивающее обучение Знания Специально ученик организованной деятельности Субъект собственного + = образования конструктор Выстраивает индивидуальную траекторию образования
1. Принцип личностного целеполагания ученика. 2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории. 3. Принцип метапредметных основ содержания образования 4. Принцип продуктивности обучения. 5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося 6. Принцип ситуативности обучения. 7. Принцип образовательной рефлексии. Принципы эвристического обучения
эвристические формы занятий уроки целеполагания эвристические беседы уроки составления задач -конструирования понятий -символ творчества -изобретательства метапредметные уроки деловые игры, эвристические лекции и семинары, конференции, защиты творческих работ, рефлексивные занятия. креативных форм обучения: эвристические погружения научные и творческие недели эвристические олимпиады и проекты.
Эвристические методы обучения самооценка эмпатия (вживания) смысловое видение образное видение символическое видение образная картина придумывание "Если бы..." гиперболизация эвристическое наблюдения факты сравнение исследование конструирование понятий конструирование правил гипотеза прогнозирование ошибка конструирование теорий Рефлексия (осознание деятельности). контроль