Реализация государственной политики в области распространения стандартов здорового образа жизни среди обучающихся: концептуальные основы и тенденции развития Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов» (РУДН) Татьяна Николаевна Ле-ван, кандидат педагогических наук, доцент, научный сотрудник Института медико-биологических проблем РУДН
Механизмы государственной политики Нормативно-правовая база (Конституция РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», указы Президента РФ и т.д.) Инструктивная база, стандарты (ФГОС, проф стандарты, требования и т.д.) Национальная стратегия действий в интересах детей ( ) Государственная программа РФ «Развитие образования» на Федеральная целевая программа «Развитие образования» ( , )
Социализация Адаптация Самореализация интериоризация выполнение социального опыта социальной миссии Социализация в области здорового образа жизни усвоение обучающимися ценности здоровья, формирование у них мотивации сохранения и укрепления здоровья как социально значимой деятельности для служения обществу.
Стратегии здоровье ориентированной деятельности Преобразующая Тренирующая Охранительная
Здоровье как феномен характеристика (развивающееся свойство) индивида, представляющее собой целесообразное (разумное) сочетание определенных качеств, которые позволяют человеку жить (здравствовать) и реализовывать свои биологические и социальные функции (А.Г. Щедрина)
Понятия педагогической концепции здоровья Уровень здоровья Формирование и развитие здоровья Отношение к здоровью Культура здоровья Здоровьеориентированная личностная позиция – основной результат педагогической деятельности в области сохранения, укрепления и развития здоровья
Подходы к пониманию здоровья аксиологический подход (А. Я. Иванюшкин, Ю. В. Науменко, В. П. Петленко, А. В. Сахно, Б. Г. Юдин и др.) личностно-деятельностный подход (В. И. Белов, Т. Ф. Орехова и др.) акмеологический подход (А. А. Деркач, Н. M. Полетаева и др.) компетентностный подход (В. А. Лищук, Е. В. Мосткова и др.) холистический подход (В. В. Колбанов, Н. М. Полетаева и др.) культурологический подход (Н. Н. Малярчук, З. И. Тюмасева, В. М. Чимаров и др.)
Бытующее в системе образования представление о здоровье В здоровом теле был здоровый дух? «Необходимо стремиться, чтобы в здоровом теле был здоровый дух» (Ювенал)
Структура понятия «здоровье» в педагогическом аспекте Здоровьесбережение: 2-компонентная «физическое и психическое благополучие» (создание безопасных условий) Здоровьесозидание: 3-компонентная «физическое, психологическое и духовно- нравственное здоровье/развитие» (формирование здоровье ориентированной личностной позиции)
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни педагогическая деятельность, направленная на развитие личных и социальных компетенций человека, которые побуждают его придерживаться здорового стиля жизни и обеспечивать свою безопасность от различных негативных факторов современной жизни и продуктивную (не деструктивную) социальную активность.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни: основные направления обучение навыкам гигиены и основам соблюдения режима труда и отдыха, профилактика наиболее распространенных заболеваний, формирование культуры здорового питания, развитие потребности в оптимальной двигательной активности, развитие навыков обеспечения личной и общественной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях развитие навыков конструктивного социального взаимодействия и психогигиены личности содействие в определении и реализации своего жизненного предназначения
Тьютор здорового образа жизни сотрудник организации системы образования, сопровождающий процесс выбора и реализации человеком здорового стиля жизни, соответствующего его индивидуальным особенностям и потребностям
Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся 1) физическое здоровье обучающихся; 2) психическое и социальное здоровье обучающихся; 3) уровень физической подготовленности обучающихся; 4) факторы, оказывающие влияние на здоровье и уровень физической подготовленности: занятия физической культурой и спортом; образ жизни обучающихся; личностная позиция обучающихся по отношению к здоровью; учебная нагрузка и особенности организации образовательного процесса в образовательных организациях; меры по здоровьесбережению обучающихся в образовательных организациях
Мониторинг здоровья и физической подготовленности обучающихся Курсы повышения квалификации по развитию тьюторских компетенций в области ЗОЖ у педагогов и руководителей Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровый образ жизни в контексте социализации обучающихся: проблемы и решения» Всероссийское совещание для работников системы образования по вопросам организации системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни обучающихся Развитие тьюторской позиции педагога в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни Основные мероприятия в рамках Федеральной целевой программы развития образования на годы