Цель урока : проследить изменение темы « Роль поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова» на разных этапах его жизни (на примере стихотворений «Мой дом», «Когда надежде недоступной…», «Пророк»). Презентацию подготовила: учитель МБОУ Котельницкой ООШ Струлева Е.Л.
Дом (кровля, стены, жилец) Вечность (век, всемогущий, святое, душа) Путь (пространство, граница) Поэт (песни, чувства, звуки, искра жизни, правда) Звезды(небесный свод)
Когда надежде недоступный, Не смея плакать и любить, Пороки юности преступной Я мнил страданьем искупить; Когда былое ежечасно Очам являлося моим И всё, что свято и прекрасно, Отозвалося мне чужим; Тогда молитвой безрассудной Я долго богу докучал И вдруг услышал голос чудный. «Чего ты просишь?» он вещал; «Ты жить устал? но я ль виновен; Смири страстей своих порыв; Будь как другие хладнокровен, Будь как другие терпелив. Твое блаженство было ложно; Ужель мечты тебе так жаль? Глупец! где посох твой дорожный? Возьми его, пускайся в даль; Пойдешь ли ты через пустыню Иль город пышный и большой, Не обожай ничью святыню, Нигде приют себе не строй» г. Когда надежде недоступный, Не смея плакать и любить, Пороки юности преступной Я мнил страданьем искупить; Когда былое ежечасно Очам являлося моим И всё, что свято и прекрасно, Отозвалося мне чужим; Тогда молитвой безрассудной Я долго богу докучал И вдруг услышал голос чудный. «Чего ты просишь?» он вещал; «Ты жить устал? но я ль виновен; Смири страстей своих порыв; Будь как другие хладнокровен, Будь как другие терпелив. Твое блаженство было ложно; Ужель мечты тебе так жаль? Глупец! где посох твой дорожный? Возьми его, пускайся в даль; Пойдешь ли ты через пустыню Иль город пышный и большой, Не обожай ничью святыню, Нигде приют себе не строй» г.
В этом стихотворении создан образ скептика, разуверившегося в идеалах юности, любви и в возможности искупления грехов страданием. Стихотворение построено как диалог с богом, как его речь, прозвучавшая в ответ на обращение героя. При этом «вина» бога, ответственного за поруганные «мечты» героя, за состояние безнадежности и разочарования, снимается вследствие того, что его блаженство «было ложно». Поэтому и сама молитва, обращенная к богу, «безрассудна» и «докучлива». Переоценка Лермонтовым романтических представлений о жизни повлекла обострение и углубление скептических настроений («И все, что свято и прекрасно, / Отозвалося мне чужим»).
Проанализировав 3 стихотворения М.Ю. Лермонтова, можно проследить такую тенденцию: отношение Лермонтова к назначению поэта и поэзии меняется по мере взросления поэта, изменения его мироощущения, по мере развития в его творчестве реалистических тенденций. От романтических настроений в стихотворении «Мой дом» до реалистических в «Пророке», от оптимистических до трагических ноток.