Педагогический совет « Формирование и развитие УУД учащихся через организацию проектной и исследовательской деятельности »
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности – «разучить» думать самостоятельно. А. Дистервег
Понятие « универсальные учебные действия » - подготовка учащихся к реальной жизни ; - готовность к тому, чтобы занять активную позицию ; - успешно решать жизненные задачи ; - уметь сотрудничать и работать в группе ; - быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Понятие « универсальные учебные действия » означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Функции УУД : обеспечение возможностей самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности ; - создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию ; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Виды УУД
Роль проектно - исследовательской деятельности в формировании УУД Этапы исследовательской деятельности : 1. Выделение и постановка проблемы. 2. Выработка гипотез. 3. Поиск путей решения ( обоснование гипотезы, сбор и изучение материалов ). 4. Формулирование выводов ( обобщение, классификация, систематизация ). 5. Представление результатов исследовательской деятельности.
предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Проект Исследование предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
А. И. Савенков « Проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи ».
Формирование УУД на уроках и во внеурочных занятиях
Этап Содержание деятельности Что нужно знать учителю 1 Сформулировать обобщение урока Осознать, какое правило, принцип, закономерность или связь должны быть выявлены или обоснованы 2 Определить материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение Определить объём, характер, сложность и форму предъявления информации на основании значимых критериев 3 Определить тип учебного исследования Учесть специфику обобщения, особенности материала, задачи, которые ставит учитель 4 Сконструировать проблемную ситуацию для учеников Обеспечить возникновение потребности в раскрытии неизвестного ( планируемого обобщения ) 5 Продумать состав групп, распределение материала для изучения по группам, форму представления работы Учесть принципы и правила организации работы в малых группах
Этапы работы над проектом Деятельность учителя Деятельность учащихся 1 этап инициирующий Формулирую проблему, ситуацию, цель, задачи Вживаются в ситуацию, осуществляют уточнение целей и задач 2 этап основополагающий Предлагаю : организовать группы, распределить в группах роли, спланировать деятельность Знакомлю с различными формами презентации результатов Анализируют проблему, разбиваются на группы, распределяют роли, планируют работу, выбирают форму презентации результатов 3 этап прагматический Консультирую, ненавязчиво контролирую, репетирую презентацию результатов Работают самостоятельно и сообща, консультируются, собирают информацию, добывают недостающие знания, готовят презентацию результатов 4 этап заключительный Обобщаю результаты, подвожу итоги, оцениваю умения обосновывать своё мнение, работать в группе на общий результат Защищают проект, проводят рефлексию деятельности, дают оценку её результативности 5 этап итоговый Представление готового продукта. Рефлексия выполненной работы.