«Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выживания» Тема урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русь и Золотая Орда при Александре Невском «России определено было высокое предназначение, её необозримые просторы поглотили силы монголов и остановили.
Advertisements

Урок истории в 10 классе Подготовил и провел учитель Макаров А.В.
Тема: «Русские земли под игом Золотой орды». Знания: Знать и характеризовать: Знать и характеризовать: - систему зависимости Руси от Золотой Орды; - Взаимоотношения.
Итоговое повторение. Расставьте события в хронологической последовательности: крещение Руси битва на Калке Ледовое побоище первое.
Русь в XIII столетии: последствия цивилизационного выбора Урок истории в 10 классе Учитель: Монашевич О.В.
Литературно- Историческая Викторина По поэме К. Симонова.
1) Зависимость русских земель от Золотой Орды 2) Русские князья и Золотая Орда 3) Последствия монгольского нашествия и ига 4) Историческая наука о последствиях.
1 ДОБРЫЙ ДЕНЬ! 2 Играем в «Крестики- Нолики» 3 ПРОВЕРЕЯМ! ХХО ХОХ ООХ.
Цели урока: 1. На основе фактов истории ХIII века сформировать представление о внешних угрозах Руси, о внешнеполитической деятельности русских князей.
Вступление Много тяжелых испытаний пережила Русская земля в 13 веке. С востока надвигались монголо- татарские полчища, уничтожая все на своем пути. А.
Повторительно- обобщающий урок по теме «Феодальная раздробленность на Руси»
Меч и дипломатия Александра Невского Курсовая работа Исаевой Е.А. учителя истории школы 258 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Крестоносцы Немецкие рыцари. Бой дружины А. Невского с ливонцами.
В 1240 году немецкие рыцари вторглись в пределы Псковской земли и захватили Псков, нависла и над Великим Новгородом. В 1240 году немецкие рыцари вторглись.
Александр Невский Презентация ученика 10 класса Линькова Павла.
Борьба с нашествием с Запада. Цели урока : Понимать причинно – следственные связи основных событий и процессов в истории Древней Руси. Уметь определять.
Повторение.. Битва на р. Калка 1223 г. 31 мая. Поражение в этой битве оказалось для Руси одним из самых тяжелых за всю ее историю. Начало нашествия на.
Тема урока: Вторжение крестоносцев. Александр Невский. Цель урока: систематизировать знания учащихся по проблеме вторжения с Запада в XIII веке на русские.
« Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему ». « Прошёл я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей ». «И прославилось.
НАШЕСТВИЕ С ВОСТОКА ЧИНГИСХАН И БАТЫЙ. Могла ли Русь XIII века отразить нашествие татаро-монгол?
Транксрипт:

«Русские земли между агрессией Востока и Запада. Проблема выживания» Тема урока

"Меж двух враждебных станов Тебе приюта нет" В. Соловьёв.

Терзали Русь с востока орды, Монголы - бешеные псы, Всё под агонией позорной, Сметали на своём пути. Разграбив Русь до самой нитки, Везли обозами добро, Батыю - в стан свой ненасытный, Меха и злато, серебро. Русь от орды теряла силы, Едва свободу пригубив, Орда опять её косила, Расправу гнусную чинив. (Людмила Лидер)

…Поединок разгорелся ярый, Но победы нет пока ничьей – Хрипло дышат кони в сбруе яркой Да удары слышатся мечей. Но вот ловчий подаёт умело Князю в руку острое копьё – И промедлил рыцарь… не сумел он Отразить стальное остриё… (О.Худорожкова)

»А впереди, по звонким льдинам Гремя тяжёлой чешуёй, Ливонцы едут грозным клином – Свиной железной головой. Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом, Двумя рядами конных башен Они врубились напролом…» (К.Симонов)

Александр Ярославич Невский Годы жизни г г.-князь новгородский 1252 г.-великий князь

Проблемное задание Какова же сущность проблемы цивилизационного "выбора" Руси?

Решение проблемного задания Работа в группах с документами. Выполнение заданий группы. Подготовка выступающих. Работа с исторической литературой. а)отрывок из книги "От Руси до России" Л.Н. Гумилёва. б)отрывок из книги "Русские земли глазами современников и потомков" историк И.Н. Данилевский 1 и 2 группы: Работа с вопросами к текстам. 3 и 4 группы:Работа с вопросами для сопоставительного анализа точек зрения учёных.

Вывод Русь вынуждена ориентироваться на Восток в борьбе с более коварным врагом, страшную угрозу которого она осознала, а найти союзника помогли логика событий и гений Александра Невского. История подтвердила правильность выбора Александра, который помог сохранить национальное лицо Руси, культуру, веру, на основе которых всегда сплачивался и объединялся народ и одерживал победы над врагом.

1 точка зрения Иго оказало значительное влияние на развитие Руси, как отрицательное, так и положительное, подтолкнуло создание единого государства. (Карамзин Н.М., Гумилёв Л.Н.)

2 точка зрения Воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь Руси крайне незначительное. (Соловьёв С.М.,Ключевский В.О.)

3 точка зрения Влияние завоевателей заметное, но не определяющее. Создание единого государства произошло не благодаря, а вопреки Орде. (Греков Б.Д., Кучкин В.А.).

Проблема Монголо-татарское иго: миф или реальность? Было ли монголо-татарское иго на Руси, если было, какие последствия это имело?

1 группа – отрицательные последствия монгольского ига. 2 группа – на чём основано мнение о положительном влиянии Золотой Орды на Русь? Состоятельно ли это утверждение? 3 группа – влияние ига Золотой Орды на процесс создания единого государства. 4 группа- можно ли считать влияние ига Золотой Орды на русскую историю незначительным?

Вывод Монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию.

Критерии оценки 1. Активность во время обсуждения вопросов в группе. 2. Умение слушать собеседника. 3. Значительный вклад в формулировку выводов. 4. Публичное выступление от группы. 5. Умение аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание 1. Параграф Написание сочинения - эссе, темой для которого послужит эпиграф сегодняшнего урока (по желанию).

Спасибо за работу!