« Что за прелесть эти сказки!» Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина. Педагогический проект Валерия Иванова Юлия Сайконен L/a Jaaniussike г. Силламяэ
«Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть» А.Н.Островский «…у каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает её до конца» А.Т.Твардовский «Он победил время и пространство.» А.Ахматова
Участники проекта: Дети Родители Педагоги группы Время проведения: Октябрь – 1-ая неделя декабря
Актуальность проекта В современном обществе чтение литературы уходит на второй план. Родители все меньше читают детям хорошую детскую литературу, на которой базируется воспитание здоровой личности. Ведь есть такое устоявшееся выражение: «Все мы родом из детства». И вот какое будет детство у наших детей, зависит от нас – взрослых. Устный опрос родителей группы показал, что: родители не знакомили дома детей с творчеством А.С.Пушкина; некоторые родители считают, что их детей ещё рано знакомить со сказками А.С.Пушкина («Они не поймут») Один родитель спросил: «А что, Пушкин писал сказки?» Своим проектом мы хотели обратить внимание родителей на важность чтения детям классической русской литературы, показать, что это интересно, весело и совсем несложно. Ну и конечно же, благодаря изучению с детьми творчества великого русского поэта, приобщить к русскому культурному наследию.
Цель проекта Познакомить детей с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина
Задачи проекта Формировать интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта. Воспитывать чувство прекрасного с помощью произведений поэта (стихи, сказки), помочь увидеть красоту и богатство родного языка. Помочь почувствовать и понять язык сказок А.С.Пушкина. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст. Закрепить правила общения с книгой. Поощрять творческое проявление по сюжетам произведений через изобразительную деятельность и выразительное чтение. Воспитывать патриотические чувства, гордость за принадлежность к русской нации.
Методы реализации проекта Подбор художественной литературы с произведениями А.С.Пушкина. Привлечение родителей. Домашнее чтение сказок. Просмотр мультфильмов по сказкам. Чтение стихов и сказок в группе, заучивание. Словесные игры: «Из какой сказки?», «Что лишнее?». Инсценировки, пантомима. Продуктивная деятельность: рисование, лепка, аппликация. Беседы по прочитанному, мини-викторины. Рассматривание иллюстраций. Выставка детских работ. Привлечение родителей к изготовлению экспонатов по сказкам. Слушание музыкальных произведений к сказкам А.С.Пушкина. Итоговая викторина по сказкам.
Предполагаемые результаты 1. У детей появится интерес к творчеству А.С.Пушкина, к чтению его произведений. 2. Дети познакомятся с некоторыми стихами и сказками поэта. 3. Дети проявят познавательную активность и творческие способности. 4. Продукт проекта: выставка детского творчества; викторина по сказкам А.С.Пушкина; презентация проекта.
Этапы реализации проекта I этап – подготовительный (октябрь, 1 неделя) Опрос детей с показом портрета: знают ли они кто изображен на портрете, знают ли сказки А.С.Пушкина. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала, м/ф по теме проекта. Подбор материала для продуктивной деятельности. Изучение возможности участия родителей в реализации проекта. Составление плана работы. Разработка сценария итогового мероприятия – викторины по сказкам А.С.Пушкина.
II этап – основной (октябрь – ноябрь) Работа с родителями Инфостенд «Чтение в жизни ребёнка». Изготовление руками родителей экспонатов к выставке «В стране сказок А.С.Пушкина». Домашнее чтение сказок А.С.Пушкина, подготовка к викторине. Заучивание дома с детьми отрывков из сказок к викторине. Создание информационно-читательского уголка в группе «Книги из моей библиотеки».
Работа с детьми «Я и среда» 1. Беседа «А.С.Пушкин – великий русский поэт» (портрет, отрывки из биографии, стихи о природе) 2. Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям А.С.Пушкина. Беседы. 3. Посещение детской библиотеки, тематические занятия.
«Язык и речь» 1. Чтение сказок А.С.Пушкина: «Сказка о золотом петушке» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о попе и его работнике Балде» 2. Разучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…» 3. Словесные игры по сказкам А.С.Пушкина: «Из какой сказки?» «Что лишнее?» «Что сначала, что потом?»
Совместная деятельность с детьми вне занятий 1.Сюжетно-ролевая игра «В библиотеке» 2.П/и «Море волнуется раз…» 3.Пантомима: изобразить, как старик тянет невод из моря; изобразить царевну лебедь и коршуна; изобразить бесенка, который тащит лошадь. 3. Прослушивание в аудиозаписи музыкальных отрывков из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Полет шмеля», «Тема белочки», «Чудо-остров») 4. Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.
Художественное творчество детей 1. Сюжетная лепка по «Сказке о рыбаке и рыбке» (коллективная работа) 2. Лепка « Сказка, которая мне больше всего понравилась ». 3. Рисование. Иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина. Книга своими руками. 4. Аппликация по сказкам : мозаичная ; из бросового материала.
III этап – заключительный (1 неделя декабря) 1. Выставка в группе экспонатов к сказкам А. С. Пушкина, изготовленных родителями. 2. Итоговое мероприятие совместно с родителями. Викторина « Что за чудо эти сказки !» 3. Презентация проекта « Что за чудо эти сказки !» для коллег детского сада. 4. Фотовыставка по проекту для родителей на сайте группы. 5. Подведение итогов проекта.
Итог проекта Дети познакомились с творчеством великого русского поэта А.С.Пушкина, узнают его изображение на портрете. Дети, слушая чтение произведений А.С.Пушкина, познакомились с эталоном правильного русского языка, пополнили свой словарный запас. Повысился культурный уровень детей и родителей. Знакомство с произведениями великого поэта повлияло на развитие познавательной активности и развитие творческих способностей детей.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки! И будет жизнь тогда полна Тепла и ласки.» Спасибо за внимание!