ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего Читателя». М.А. Рыбникова
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Анализ художественного текста дает возможность обучающимся: воспринимать художественный текст как искусство слова; видеть способы создания художественного образа; создавать свою интерпретацию художественного текста; «проникнуть в органический художественный мир, части которого живут и получают силу лишь в соотношении с целым» (Ю.М. Лотман).
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Анализируя литературное произведение, обучающиеся должны понимать, что оно изучается как: результат творческой деятельности; культурно-знаковое явление; эстетическое преображение реальности.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Анализ стихотворения творческая история произведения (дата написания); место стихотворения в творческой эволюции поэта; историко-литературный, бытовой контекст; реально- биографический комментарий, история критических оценок; основная тема, ведущие лейтмотивы, опорные слова их передающие; специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет…) Это позволит провести этап актуализации знаний и вместе с тем будет способствовать формированию смыслом поисковых, культуроведческих и языковых компетенций.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Анализ стихотворения семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей; лирический сюжет и его движение; композиция, основные структурные части; смысловые части; строфы, выражающие чувства, прямые высказывания; повествовательные и описательные фрагменты; кульминационная часть; наличие контраста, антитезы; наличие кольцевой композиции. Основные настроения, тональность стихотворения; лирический герой (своеобразие, способы раскрытия);
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru лирические персонажи, их переживания, судьбы; позиция автора и передача его переживаний; ритм, размер; рифмовка, характер рифм; поэтическая лексика (языковые выразительные средства); поэтический синтаксис; звукопись, фонетическая окраска стиха; идея стихотворения, выявленная в итоге анализа; звучание стихотворения в наши дни.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru 1. О чём говорится в стихотворении? 2. Какое в нём настроение? 3. Каким представляется лирический герой? 4. Как звучит стихотворение (ритм, звукопись, длина строк, количество строк в строфе, наличие рифмы). 5. Какие приёмы использует автор в своём стихотворении? 6. Какие мысли и чувства хочет передать автор читателю? 7. Как построены в стихотворении предложения? 8. Ваши личные впечатления.