Окружающий мир, 3 класс
В старину, во времена Московского государства, были эти предметы? Какая техника и приспособления облегчают жизнь современному человеку? Откуда всё это взялось?
Какое вы заметили противоречие? Какой возникает вопрос? Люди Московского государства не похожи на нас. Люди Московского государства не похожи на нас. Вам знакомы эти пословицы и поговорки? Объясните, о чём они. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Без труда не выловить и рыбку из пруда. Слезами горю не поможешь. Слезами горю не поможешь. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Молодец против овец, а против молодца и сам овца. Мал золотник, да дорог. Мал золотник, да дорог. Криво дерево, да яблоки сладки. Криво дерево, да яблоки сладки. Все эти мудрые мысли дошли до нас со времен Московской Руси. Их оставили нам в наследство наши очень далекие предки, но они сохранили свою ценность и в современном обществе. Люди Московского государства похожи на нас. Люди Московского государства похожи на нас.
Тема урока: «Земля и люди Московского государства».
Что такое государство? Механизм управления обществом в какой-либо стране. Что должно быть у каждой страны? Территория с границами. Сравним размеры территории Московской Руси и современной России. Россия XVI – XVII веков и ее жители Россия начала XXI века и ее жители Размер территории По сравнению с Древней Русью, территория увеличилась в несколько раз. Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго – западе, добавилась на Дальнем Востоке, есть выходы к Черному и Балтийскому морям.
Что появилось нового в жизни людей Московского государства? Что сохранилось до сих пор? (Прочитайте текст на стр ) Что появилось нового в жизни людей Московского государства? Что сохранилось до сих пор? (Прочитайте текст на стр ) Россия XVI – XVII веков и ее жители Россия начала XXI века и ее жители Народы Россию населяли множество народов. Множество народов продолжают жить на территории России.
Россия XVI – XVII веков и ее жители Россия начала XXI века и ее жители Дома, одежда, транспорт Предметы быта изготавливались вручную – самими крестьянами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались. Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома и одежда изменились. Деления на знатных и незнатных сейчас нет, все люди могут купить или построить то, что им подходит.
Россия XVI – XVII веков и ее жители Россия начала XXI века и ее жители Занятия и профессии людей Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует. Великий государь, бояре, дворяне стрельцы, крестьяне, ремесленники, купцы
Россия XVI – XVII веков и ее жители Россия начала XXI века и ее жители Достижения Можно отметить сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение составлять карты. Возможностей было немного (низкий уровень науки и техники), а достижения значительные. Современные люди совершают множество открытий, добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.)
Выполните в рабочей тетради задание 1(Н) стр.21. Проверьте себя.
Подводим итог урока Что мы хотели сегодня выяснить? Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России? Какой ответ вы можете дать на этот вопрос? Во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по- прежнему ценится мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства. СРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМ Люди Московского государства славились трудолюбием мастерством и мудростью. Люди Московского государства славились трудолюбием мастерством и мудростью.
1. Тексты, задания и иллюстрации из учебника и рабочей тетради для 3-го класса Окружающий мир «Мое Отечество» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. 2. Задания из Методических рекомендаций для учителя по курсу окружающего мира для 3-го класса Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина 3. Изображения с 4. Авторские задания.